CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«Атомная многовекторность» Астаны

30 июля 2007

«Атомная многовекторность» Астаны

27 июля 2007г. ? 28 (756), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Казахстан вновь показывает России, что не намерен ограничивать себя в выборе зарубежных партнеров

В российских правительственных кругах опять откровенно недовольны Казахстаном. Причем на этот раз речь идет не просто о каком-то малозначительном реверансе в сторону Западной Европы или Соединенных Штатов со стороны Астаны, а о столь важном для Москвы направлении двустороннего сотрудничества, как атомная энергетика. При этом как только руководство Казахстана выступает с каким-либо пророссийским заявлением, соглашается сотрудничать с Москвой в той или иной сфере, да еще при этом если Казахстан, что называется, побольнее «уест» кого-нибудь из «заклятых друзей» России типа Вашингтона или Лондона, то радости российских чиновников нет предела. И наоборот: стоит Астане в рамках своей многовекторной дипломатии договориться о чем-то со странами той же Западной Европы или Соединенными Штатами, Москва становится буквально на дыбы.

Свои деньги мы можем потратить и в Кыргызстане, и в Америке

Как известно, Казахстан достаточно активно развивает не просто тесное сотрудничество со своими ближайшими соседями по Центральной Азии, но и потихоньку скупает те или иные сферы промышленности, заводы, рудники, частные коммерческие банки, которые в соседних Кыргызстане или Таджикистане остаются, что называется, бесхозными. При этом именно в этих двух центральноазиатских республиках казахский бизнес и банковский капитал чувствуют себя уже достаточно уверенно и даже успешно конкурируют там с российскими, китайскими и американскими компаниями.

Руководство казахстанских частных структур в этой связи подчеркивает, что денег в республике сейчас в «свободном состоянии» имеется немало, потребностей в инвестициях во многих странах - тоже вполне достаточно, так что Астане просто грех не воспользоваться создавшейся благоприятной конъюнктурой и не приложить свои «лишние деньги» там, где это будет коммерчески выгодно.

Правда, на этот раз речь идет не просто об обычном бизнесе, а о прямой конкуренции на территории Казахстана между Россией и США в борьбе за доступ к стратегическому сырью республики - урану. Как сообщают американские газеты, Казахстан сейчас ведет переговоры о покупке 10% акций американской Westinghouse Company, одной из крупнейших энергетических фирм в Соединенных Штатах, и главного конкурента российской компании «Атомэнергопром», являющейся ведущей в сфере поставок атомного и энергетического оборудования. Данная покупка акций может позволить казахской стороне приобрести в Соединенных Штатах самые передовые технологии в области атомный энергетики, причем с помощью модернизации своего собственного производства, Астана уже к 2014 году может прекратить поставки за рубеж, в том числе - и в Россию, урана, заменив его поставками готовой продукции с высокой добавленной стоимостью - то есть так называемых тепловыделяющих сборок, которые будут собраны в соответствии с мировыми стандартами и с помощью американских передовых технологий.

При этом казахские представители резонно считают, что особой разницы, куда вкладывать свои деньги - в скупку частных банков в Кыргызстане и Таджикистане или приобретение акций ведущего производителя атомного оборудования в Соединенных Штатах, просто нет. Раз выгодно и перспективно на длительный срок, значит, надо сотрудничать, тем более что американцы выразили свое большое желание подсобить Казахстану в этом деле и застолбить за собой место на местном рынке, куда ранее российские компании по атомной энергетике компании из Соединенных Штатов не пускали.

Политика - она и в Казахстане политика

А вот для российских представителей нынешняя заинтересованность со стороны Астаны в покупке акций американской Westinghouse Company - далеко не рядовое явление. Речь в этом случае идет не только о больших деньгах, но и о еще более высокой политике, которую Москва ревностно проводит на просторах СНГ. Ведь если Казахстан и руководство Westinghouse Company достигнут полного взаимопонимания в сотрудничестве, а в своих дальнейших планах Астана сделает ставку исключительно на передовые американские технологии, то российские атомщики элементарно потеряют доступ к казахстанскому урану и тем самым лишатся выгодных контрактов на строительство новых энергоблоков на территории прежде всего целого ряда стран СНГ. Российское правительство, как известно, уже утвердило состав совета директоров государственного холдинга «Атомэнергопром», во главе которого поставлен руководитель российского Министерства по атомной энергии, бывший премьер-министр Сергей Кириенко. Подобное решение вписывается в политику создания в России еще одной вертикально интегрированной структуры, которая сможет объединить под собой всю технологическую «атомную» цепочку - от добычи и обогащения урана, производства топлива до строительства атомных станций. А между тем Казахстану и его руководству до всех этих российских «атомных цепочек» и «вертикальных интеграций» - по большому барабану. Американцы на сегодня в состоянии предложить своим казахстанским партнерам технологии и возможности выпускать собственную продукцию с высокой добавленной стоимостью по передовым западным требованиям. Российская же сторона больше заинтересована в получении от Казахстана самого атомного сырья - урана, фактически ничего «технологического» не предлагая взамен.

При этом российские власти откровенно очень не хотят, чтобы Казахстан сотрудничал с американцами (все-таки уран - это стратегическое сырье, и вся деятельность по его добыче, переработке, созданию полного цикла производства самым серьезным образом беспокоит Москву). В свою очередь американское руководство очень даже приветствует «разносторонний подход» Астаны к подобному сотрудничеству и уже обещает Казахстану полную поддержку и большие выгоды.

Не будем забывать и о том, что Westinghouse Company заинтересована во внедрении альтернативных российским атомных технологий в Казахстане, к тому же американцы недвусмысленно заинтересованы в перспективном использовании запасов урана в республике, которые уступают в количественном отношении только Австралии. Плюс к этому Соединенные Штаты хотели бы полностью обезопасить доступ к казахстанскому урану со стороны Ирана, который, по данным американцев, уже неоднократно проявлял свою заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном в ядерной сфере. Пока казахские представители наотрез отказываются обсуждать подобное сотрудничество с Тегераном. Но, работая в республике напрямую в сфере атомной энергетики, Вашингтон хотел бы полностью обезопасить себя от каких бы то ни было «хитрых ходов» иранского руководства в планах приобретения у Казахстана урана для развития своей атомной индустрии.

Астана работает с Вашингтоном через Токио

Есть еще один любопытный нюанс стремления Казахстана приобрести акции американской Westinghouse Company. Как пишут американские газеты, казахстанская государственная компания «Казатомпром» завершает сейчас переговоры с японской промышленной группой Toshiba о покупке именно у этой компании части акций американской энергетической Westinghouse Company. Стоимость сделки по покупке 10% акций - около 500 млн. долларов, причем японцы достаточно активно помогают казахам эту сделку как можно быстрее провернуть. По данным японской прессы, сделка должна быть завершена до конца текущего месяца, причем, как подчеркнули официальные представители казахстанской компании «Казатомпром», республика очень заинтересована в диверсификации своих урановых поставок на самые различные мировые рынки - Соединенных Штатов, стран Западной Европы, Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии. Как известно, в старые советские времена урановая промышленность Казахстана входила в единый механизм ядерного военно-промышленного комплекса СССР и включала в себя непосредственно урановые рудники и завод в Ульбе, который производил так называемые «атомные таблетки» для атомных реакторов. При этом реакторы тогда все были советские и от западных аналогов очень сильно отличались.

Сейчас же Казахстан наметил для себя выход со своими «атомными товарами» на мировые рынки, а там требуется наличие технологий новых видов для западного типа атомных реакторов. Тот же «Казатомпром» в этой связи хотел бы производить ядерное топливо для западного типа реакторов, а сделать это без передовых американских технологий просто невозможно. Верят американским технологическим гарантиям и японцы, поэтому они считают, что лучше содействовать Астане в ее сотрудничестве в сфере ядерной энергетики с Соединенными Штатами, нежели сохранять «атомную ориентацию» Казахстана исключительно на Россию и российское оборудование.

«Урановая заначка» Казахстана

Наличие урановых запасов - одна из ключевых карт Астаны, которую при грамотно проводимой политике Казахстан вполне может успешно использовать. Так, по данным министерства экономики республики, в 2007 году в Казахстане планируется добыть 7630 т урана. К 2010 г. Казахстан намеревается увеличить добычу урана до 15 000 тонн и выйти по этому показателю на первое место в мире, обогнав Австралию и Канаду, на долю которых приходится более половины мировой добычи этого сырья.

Что касается России, то она не покрывает за счет собственной добычи урана своих основных потребностей, которые составляют примерно 17 000 тонн, в том числе для собственных нужд национальной атомной промышленности России требуется

3200 тонн урана ежегодно. Пока же добыча урана в России составляет 3100 тонн.

Между тем казахское руководство надеется на то, что мировой дефицит урана может помочь республике и хорошо на нем заработать, и обновить свои технологические мощности с помощью тех же американцев. По оценкам экспертов, до 2012 года мировой дефицит урана может составить до 16 000 т, и если Казахстан сможет существенно увеличить добычу урана к тому времени, то он займет одно из ведущих мест на всем мировом рынке этого сырья. А это как раз и пытаются в своих интересах учесть и в Москве, и в Вашингтоне.

Пока можно сказать, что только в сфере строительства атомных электростанций на территории Казахстана российские атомные компании не имеют пока серьезной конкуренции. Однако и здесь американский Westinghouse Company может уже в самое ближайшее время предложить Казахстану то, от чего он не сможет отказаться. А если к коммерческой деятельности Westinghouse Company добавит своего «политического сопровождения» администрация Белого дома, то многовекторность в ядерной области для Астаны станет еще одним «тестом на взаимовыносимость» между руководством России и Казахстана. Причем российское раздражение американским вектором казахского энергетического сотрудничества может быть ничуть не меньше разочарования Москвы участием Казахстана в нефтяных и газовых проектах в обход российской территории.

dn.kz

Предыдущая статьяКаримов объявил «большую распродажу» государственной собственности
Следующая статьяНаш человек в Вене