CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Нефтяные расчеты Баку

30 июля 2007

Нефтяные расчеты Баку

27 июля 2007г. ? 28 (756), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Баку

Азербайджан считает Казахстан своим естественным партнером в сфере нефтедобычи и ратует за усиление сотрудничества с Астаной в транспортировке энергоресурсов Центральной Азии и Закавказья на мировые рынки

Азербайджан в последнее время становится одним из ведущих игроков на нефтяном и газовом фронтах региона Закавказья и Центральной Азии. При этом в своей внешней политике Баку все больше использует «казахстанские заготовки»: по возможности проводит курс на многовекторность, поддерживает партнерские и ровные отношения со своими не очень простыми географическими соседями, а также выступает с высоких трибун за прокладку всех возможных альтернативных нефте - и газопроводов. О том, какие планы существуют сегодня у руководства нефтяной отрасли Азербайджана, рассказывает Эльшад Насиров - первый заместитель президента Государственной нефтяной корпорации (ГНКАР) Азербайджана.

- Господин Насиров, современный Азербайджан невозможно представить себе без нефтяных вышек и магистральных трубопроводов. И тем не менее есть в истории вашей страны многое такое, что делает именно азербайджанскую нефть явлением поистине уникальным...

- Начнем с того, что именно в Баку в 1848 году начали впервые добывать нефть в мире, то есть на шесть месяцев раньше, чем в американском штате Пенсильвания. В Азербайджане был проложен первый в мире нефтепровод, здесь был спущен на воду первый в мире нефтеналивной танкер, проведена первая морская добыча нефти (для этого пришлось засыпать берег бухты), а в 1949 году именно у нас была проведена первая добыча нефти в море с платформ на сваях.

- И тем не менее как в самом начале нефтедобычи, так и в последнее время Азербайджану ставят в вину то, что ваше «черное золото» все больше и больше пахнет откровенной политикой, нежели настоящим бизнесом...

- Мне многократно приходилось слышать о том, что сооружение нефтепровода по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан было политическим проектом, якобы нам здесь чуть ли не все крупные нефтеигроки выкручивали безжалостно руки, и поэтому вся эта затея - просто очередное услужение со стороны Азербайджана Вашингтону и Западной Европе.

Да, Соединенные Штаты на нас давили, но любому здравомыслящему человеку ясно, что вариант доставки нефти из Баку в Средиземное море по этому маршруту - самый выгодный бизнес с точки зрения и нас, и наших соседей. И поверьте мне, принимали мы решение о том, что такой нефтепровод надо строить, не потому, что кто-то на нас давил больше, а кто-то - меньше. Это было выгодно прежде всего Азербайджану, и поэтому мы этот проект поддержали.

Мы элементарно подсчитали, что через российский порт на Черном море Новороссийск мы сможем экспортировать по 65 млн тонн нефти в год, в то время как через проливы Босфора пропускается до 90 млн тонн в год. Но если бы мы стали работать над увеличением пропускной способности нефтепровода Баку - Новороссийск, то тем самым нанесли бы финансовый урон прежде всего российским, а не нашим производителям. В итоге сутками бы стояли у входа в средиземноморские проливы груженные «лишней» нефтью танкеры, плюс эти 60 млн тонн нефти Черное море просто не в состоянии было бы пропустить. Нет здесь и дополнительных возможностей для переработки нефти, так что именно через Грузию и Турцию нам выгоднее всего было качать свою нефть.

Или возьмите предложение о сооружении нефтепровода из Баку через территорию Ирана к Персидскому заливу. Только учтите, что в Персидском заливе и так полным полно своей нефти, так что Иран от наших поставок понесет больше убытков, нежели получит какую-то прибыль, если такой нефтепровод и будет когда-нибудь построен. А вот Турция и Грузия - не нефтеносные страны, в том же Джейхане загружается нефть, которая принадлежит Азербайджану - единственной стране, не входящей в регионе в ОПЕК, плюс через Израиль мы получили прекрасную возможность поставлять нашу нефть в страны Юго-Восточной Азии.

Так что, как видите, в нефтепроводе Баку - Тбилиси - Джейхан политикой на самом деле и не пахнет: все просчитано до последнего доллара, и это и для нас, и для наших партнеров по проекту является чрезвычайно выгодным.

Я считаю, что, подписав соглашение о строительстве нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, мы просто подарили тем самым той же России дополнительные - и немалые - финансовые доходы. Так же мы рассматриваем и сооружение газопровода в Эрзурум - он тоже во благо России.

Мы ведь даже предложили российской стороне поставлять природный газ жителям Дагестана и Калмыкии, потому что это им обойдется дешевле, чем получать тот же газ по трубопроводу из Туркменистана. «Газпром» пока думает над нашим предложением, но я считаю, что подобный вариант в случае его осуществления будет выгоден и Азербайджану, и России.

- Многие страны, зарабатывыя огромные деньги на экспорте нефти, не знают, как ими правильно распорядиться. В том же Казахстане по данному поводу постоянно опасаются «заражения» экономикой страны так называемой «голландской болезнью». Не грозит ли подобная напасть вашей республике?

- Думаю, что нет. В Азербайджане создан нефтяной фонд, который подотчетен парламенту, его деятельность полностью прозрачна, так что куда и как потратить наши нефтяные манаты, мы найдем.

Что касается газа, то, как вы знаете, мы до 2006 года покупали его у России, но затем «Газпром» решил нас, очевидно, «построить» и поднял цену до 235 долларов за тысячу кубометров. Мы от такого «подарка» отказались, и сейчас успешно продаем наш газ в Грузию и Турцию, обеспечивая сырьем и свои необходимые потребности. На газе мы тоже зарабатываем хорошие суммы, но эти «лишние», как кому-то может показаться, деньги вовсе не вызывают в стране ни инфляции, ни каких-то экономических проблем.

- Каково отношение Азербайджана к идеям проложить магистральные трубопроводы под Каспием из Центральной Азии в Баку, чтобы потом транспортировать ту же казахстанскую нефть в Черное море?

- Скажу прямо, что я вовсе не против трубопроводов из стран Центральной Азии. Пусть и природный газ из этого региона идет потребителям через нас. Если в Европе пожелают получать газ именно через Азербайджан, то им надо работать с Казахстаном и Туркменистаном, потому что это кратчайший и самый выгодный в финансовом плане вариант.

При этом у нас самым активным и надежным является сотрудничество именно с Казахстаном. Мы уже получаем нефть из Казахстана и Туркменистана, которая потом идет в Поти, Батуми и Кулеви. Для приема кашаганской нефти будем совместно с казахами строить два новых терминала, и через нас будет перекидываться нефть в порты Черного моря.

- Насколько велики запасы нефти в Азербайджане и есть ли у вашей республики какой-то план «посленефтяного развития»? Ведь, как известно, неурегулированный статус Каспийского моря не позволит Азербайджану разрабатывать новые месторождения, в которых могут потенциально содержаться миллионы тонн углеводородного сырья...

- По нашим подсчетам, если брать уже разработанные месторождения, то их нам хватит на 50 лет, а с учетом неосвоенных мощностей - думаю, что лет на 75-80.

Что касается статуса Каспийского моря, то давайте вспомним на секундочку, как весь этот сыр-бор начинался. Было ведь на Каспии всего два государства - СССР и Иран. Линия раздела моря шла по вектору Гасанкули - Астара, и никаких вопросов никогда не возникало. Потом в 1949 году волевым решением в Москве все сектора Каспия были разделены, поскольку именно тогда началась промышленная добыча нефти на Каспийском море. А затем развалился Советский Союз плюс в российском руководстве возникла полная нестыковка между различными ведомствами. В 1994 году министр энергетики России Юрий Шафранник призывал соблюдать имевшиеся по Каспию договоренности, а в это же самое время министр иностранных дел России Андрей Козырев призывал к пересмотру старых соглашений.

В итоге подобным хаосом очень хорошо воспользовался Иран, который до этого вообще никаких претензий Советскому Союзу ни по каким вопросам не высказывал.

Или возьмите такой вопрос, как наличие военных кораблей в акватории Каспия. По старым соглашениям, которые, между прочим, никто не отменял, Иран не имел права держать на море военные корабли. Но сейчас все эти прошлые соглашения Тегераном нарушаются. Сейчас же Россия вместе с Азербайджаном и Казахстаном намерена все-таки разделить Каспий, как того требуют международные нормы, но так сказать «джин из бутылки» уже выпущен - и Иран просто так не отступится.

- Что же тогда делать с неуступчивыми иранцами? Где выход из сложившегося «каспийского тупика»?

- А ломать голову, считаю, особенно не стоит. Надо просто сделать так, как это предлагали уже давно. Просто Москве надо дать на один день независимость Дагестану и Калмыкии, довести тем самым число прикаспийских государств до семи, и тогда Ирану достанется при дележке 14% Каспия, а следовательно - и все вопросы правовой неурегулированности будут сразу же закрыты.

- Дать независимость-то, наверное, в нынешние времена не сложно, а вот что делать с экологией Каспия? Ведь чуть ли не все противники каких-бы то ни было трубопроводов под дном Каспийского моря заявляют о том, что природе акватории Каспия будет нанесен подобными проектами невосполнимый ущерб...

- Давайте посмотрим на проблему не с точки зрения «природоохранительных эмоций», а с точки зрения элементарной прагматики. Сейчас только в азербайджанском секторе Каспия проложено четыре тысячи километров трубопроводов, поэтому я хотел бы узнать, кому и каким образом будет угрожать прокладка небольшого по протяженности нового трубопровода?

Кстати, его длина может быть всего 120 километров - и для этого не надо владеть навыками высоких материй: достаточно внимательно посмотреть на карту Каспийского моря. И станет ясно, что для прокладки газопровода из Туркменистана или нефтепровода из Казахстана через Туркменистан к берегу Каспия вовсе нет необходимости монтировать трубы от берега до берега Каспия. Так что не будем поднимать шум вокруг проблемы, которой на самом деле нет. Здесь ведь надо учитывать тот политический фон, на котором все подобные новости подаются. Считать реальные деньги обычно достается специалистам, и как только прагматика восторжествует над «шумовыми эффектами», так лучше будет сразу всем - и потребителям углеводородов, и их поставщикам.

- А что вообще ждет в ближайшее время всех этих поставщиков и потребителей? Не запутались ли нынче мировые политики во всем этом переплетении многочисленных труб, затворок-задвижек, танкерных портах и глобальных мега-магистралях?

- Знаете, ХХ век был цивилизацией углеводородов, и, между прочим, эту цивилизацию всему миру, можно сказать, подарил именно Баку. Согласен с тем, что Соединенные Штаты несколько переусердствовали в защите энергобезопасности своих европейских партнеров, что практически и подтолкнуло Россию, Казахстан и Туркменистан к более тесному сотрудничеству в этой области.

Много на карте сегодня появилось и других газопроводов - через Турцию, Грецию, страны Западной Европы. Тут ведь еще такое понимание, как счастье. Как говорится - кому что. Вот Маркс говаривал, что счастье - это классовая борьба. А его якобы соратник и единомышленник Энгельс считал, что счастье - это не что иное, как бутылка шампанского Chateau Margot трехлетней выдержки.

Так и странам, которые сегодня располагают возможностью диверсифицировать свои энергетические поставки, нужно просто определиться с тем, что для них является выгодой и как они ее собираются достичь. Тому же Казахстану, я считаю, неплохо было бы побольше развернуться в сторону Китая, у этих стран есть большая общая граница, есть в наличии нефть и газ, плюс китайская экономика растет как на дрожжах.

Правда, если с нефтью в Казахстане все вроде ясно - к 2015 году республика вполне может выйти на экспорт 3 млн. тонн нефти, то с газом (так же, как и в Туркменистане) пока есть вопросы. При этом американцы и Астану, и Ашхабад почему-то по «газовой тематике» постоянно нахваливают, а вот европейцы оценивают ситуацию довольно скептически.

Скорее всего, Казахстан просто не хочет пока пугать российский «Газпром» низкими ценами на экспортируемый газ, а по Туркменистану на самом деле ни у кого нет достоверной информации о том, какими газовыми ресурсами обладает реально эта республика.

В любом случае я думаю, что странам Центральной Азии и Азербайджану надо как можно теснее сотрудничать в энергетическом секторе, более тщательно координировать свою позицию и в двустороннем формате, и на международных переговорах. От нефти и газа мир откажется, по моим понятиям, еще очень нескоро, так что плодотворно взаимодействовать нам будет суждено еще немало лет.

dn.kz

Предыдущая статьяТуркменский марш на Китай
Следующая статьяЭкстрадиция Рахата Алиева, судя по всему, не за горами