ВЕСЕЛЫЕ СОСЕДИ, ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ: КАЗАХИ И УЗБЕКИ ЗАХВАТЫВАЮТ ПРЕССУ В ТИСКИ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
30.07.2007, Восточный экспресс
Две центральноазиатские республики проводят выборы в следующие несколько месяцев - парламентские в середине августа в Казахстане и президентские в Узбекистане в декабре.
Лишь немногие ожидают от любых из этих выборов какого-то сюрприза, правящие элиты, скорее всего, останутся у власти. Но чиновники обеих стран усливат контроль над медиа - просто на всякий случай.
Казахстанские чиновники часто декларируют приверженность принципам свободы слова. Самая недавняя декларация случилась 26 июля, когда министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев сказал в Постоянном совете ОБСЕ в Вене, что его страна собирается снять ограничения с медиа.
Ертысбаев уверял, что будущие реформы включают ликвидацию процесса регистрации элктронных медиа, отмену постановления, согласно которому журналисты должны называть свои источники, и декриминализацию клеветы.
Представитель Свободы прессы Миклош Харасти приветствовал этот план.
В докладе, выпущенном а этой неделе и озаглавленном «Управление Интернетом», ОБСЕ обвиняет Казахстан в том, что она называет чрезмерными запретами в Интернете, которые напоминают о «шпиономании» советской эры.
Казахстан попытался улучшить свой имидж, чтобы добиться кресла председателя ОБСЕ в 2009 году. Многие наблюдатели считают, что и речь Ертысбаева в ОБСЕ следовала этой цели.
Но независимые казахстанские журналисты отмечают, что все обещанные им реформы состоятся после парламентских выборов 18 августа.
Наступление на прессу?
Более того - из Астаны нам известно, что чиновники усливают давление на местную прессу перед выборами.
Казахские законы требуют равного эфирного времени и места в других медиа для всех партий, участвующих в выборах. Но оппозиционная социал-демократическая партия 24 июля пожаловалась, что 4 телеканала отказали ей в трансляции предвыборных роликов.
Оппозиционные клипы публикуются в Интернете в попытке найти иной доступ к избирателям. Клипы включают и упоминание пропасти между бедными и богатыми в Казахстане, которое, по словам Амиржана Косанова, власти хотели бы притушить.
Косанов сказал казахской службе Радио Свобода/Радио Свободная Европа, что телеканалы аргументировали свой отказ тем, что люди, показанные в роликах, не давали разрешения на съемку. Но они продолжали отказывать и после того, как лица в роликах были размыты и стали неузнаваемыми. Партия подала жалобу в Центризбирком и ожидает ответа, а до выборов осталось меньше месяца. Косанов утверждает, что его партия оказалась в «информационной блокаде».
Тем временем, в соседнем Узбекистане кампании вовсе нет. Местных журналистов проинструктировали избегать репортажей, изображающих Узбекистан в ином виде, кроме солнечно-прекрасного, разрешенного властью.
Один журналиста, работающий на государственном канале в Ташкенте, сказал нам, что «критические» репортажи запрещены. «Был непрямой указ избегать печальных новостей, которые могут расстроить людей, а также критики перед выборами, - говорит он. - Они сказали, что транслироваться должны лишь радостные теле- и радиопрограммы».
Сегодня в Узбекистане фактически нет независимой прессы.
После Андижана
После насилия, произошедшего в Андижане в мае 2005 года, чиновники наступили на горло и без того не слишком независимой прессе, вынудив некоторых репртеров покинуть страну.
Радио Свобода/Радио Свободная Европа была отказано в аккредитации в декабре 2005-го, его бюро в Ташкенте было закрыто. Носир Зокиров, бывший корреспондент этого радио, по-прежнему испытывает давление и угрозы после выхода из тюрьмы в прошлом году.
Би-Би-Си был вынужден закрыть свой офис в Узбекистане из-за преследований своих репортеров.
В этом году чиновники открыли уголовные дела против двух журналистов - Натальи Бушуевой и Юрия Черногаева из немецкой «Дойче Велле».
Умида Ниязова - одна из недавних целей чиновного преследования. Свободный журналист и активистка защиты прв человека, Ниязова была приговорена к семи годам заключения в мае по обвинениям, которые, по мнению международных организаций, были сфабрикованы. Соединенные Штаты, Евросоюз, ОБСЕ осудили этот процесс. Приговор Ниязовой был уменьшен до трех лет условно.
Нью-йоркский Комитет по защите журналистов (CPJ) говорит, что как минимум пять журналистов брошены за решетку в этой стране, включая племянника Ислама Каримова, Джамшида, которого держат в психиатрической больнице.
Инстинкт выживания
Давление правительства в Казахстане и Узбекистане произвело пугающий эффект на журналистов и редакторов.
Эрик Фридман, ассистент-профессор журналистики в Университете Мичигана, сказал, что самоцензура явно станет широкораспространенной среди журналистов Средней Азии.
«Иной реальной альтернативы нет, - говорит Фридман. - Думаю, журналист, который должен работать под экономическим и политическим контролем, должен выживать. Если это значит не публиковать определенных статей, не спрашивать комментарий у оппозиции, тогда они это сделают. Мы можем сказать: «Вы не должны этого делать, нам нужна честность и баланс». Но мы также должны понимать инстинкт выживания».
Фридма полагает, что ситуация с прессой в Средней Азии останется безрадостной, независимо от результатов выборов и обещаний реформ.
Гульноза Саидазимова