АФГАНИСТАН: ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА ОБНАЖАЕТ ПРОБЛЕМЫ АФГАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
22.IV.2009, EURASIANET
Аунохита Моджумдар
Одна из главных слабостей администрации президента Хамида Карзая состоит в том, что ее власть распространяется не на всю территорию страны. Парадокс же заключается в том, что по мнению одного из основных соперников Карзая на предстоящих президентских выборах, в руках действующего президента сосредоточено слишком много власти.
Выступая на состоявшейся 20 апреля конференции по вопросам безопасности, экс-глава внешнеполитического ведомства Афганистана и кандидат на предстоящих августовских выборах Абдулла Абдулла заявил, что нынешние проблемы страны в области безопасности частично объясняются маргинализацией сил, сыгравших не последнюю роль в сопротивлении как советской оккупации, так и правлению талибов.
"Люди, сыгравшие большую роль в укреплении безопасности" в прежние годы, должны получить право голоса в нынешних дебатах по этому вопросу, заявил Абдулла. Вместо этого за прошедшие годы Карзай сконцентрировал в своих руках всю полноту власти, успешно отстранив вышеуказанных людей и силы, могущие сыграть сдерживающую для его правления роль. Сегодняшний процесс принятия решений настолько централизован, что "решения даже по самым мелким вопросам принимаются аппаратом президента", - подчеркнул Абдулла.
А он знает, о чем говорит. Абдулла был одним из тех, что принял в свои руки власть в Кабуле после выдворения оттуда движения "Талибан" в результате молниеносного наступления возглавляемой США коалиции. Его влияние проистекало из того факта, что он являлся одним из руководителей Северного альянса, давшего в свое время главный вооруженный отпор талибами. В последние же годы влияние альянса резко пошло на убыль.
Одним из главных акцентов разворачивающейся предвыборной кампании стала необходимость привнесения баланса в демократическую систему Афганистана, находящуюся на стадии становления. Но, по мнению Абдуллы и других, устранить имеющиеся недостатки будет совсем не просто. На взгляд критиков Карзая, Соединенные Штаты и Евросоюз допустили просчет на Боннской конференции 2001 года, когда была сформирована существующая политическая система страны и запущен процесс подготовки новой конституции.
В те дни США активно выступали за создание сильного президентского правления, явно полагая, что сильная исполнительная власть является наилучшим способом обеспечить стабильность в истерзанной конфликтом стране. Однако с течением времени стало ясно, что администрация Карзая не способна эффективно бороться с коррупцией, и мнения среди апологетов демократии изменились. Теперь некоторые стратеги на Западе хотели бы дополнить президентскую власть в Афганистане более надежной системой сдержек и противовесов.
В марте британская газета "Гардиан" написала, что американские власти хотят учредить в афганском правительстве пост премьера, дабы уравновесить влияние Карзая. Но в интервью EurasiaNet официальный представитель американского правительства отверг наличие у Вашингтона подобных планов. В любом случае, учреждение поста премьера на данном этапе будет сложной задачей. Конституция Афганистана в ее нынешней редакции не предусматривает такой должности и, таким образом, в нее понадобится вносить изменения. Хотя поправки могут быть внесены большинством депутатов парламента, для работы комиссии по принятию поправок и Лойи Джирги - большого совета племен, ратифицирующего поправки в конституцию, требуется санкция президента, как и для окончательного одобрения внесенных изменений. Любой действующий президент, не только Карзай, вряд ли захочет поддержать инициативу, направленную на серьезное сокращение своей президентской власти.
Кроме того, тот факт, что идею учреждения поста премьера поддерживают Соединенные Штаты, вполне способен на данном этапе разрушить все надежды на воплощение этой идеи в жизнь. Большинство жителей Афганистана убеждены, что США хотят повлиять на исход выборов, несмотря на настойчивые заверения Вашингтона, что он не поддерживает ни одного из кандидатов. Сложившиеся в Афганистане антииностранные, особенно антиамериканские, настроения вполне могут стать серьезным фактором предвыборной кампании.
Вопрос сдержек и противовесов является лишь одной из проблем афганской системы, оказывающих влияние на ход предвыборной кампании. Другой важный аспект связан с влиянием на политику отдельных лиц и отсутствием хорошо организованных политических партий.
Избирательный кодекс Афганистана накладывает ограничения на участие политических партий в кампании по выборам президента. В результате исход кампании может зависеть не от того, насколько хорошо сформулированы платформы кандидатов, а от закулисных шагов влиятельных игроков. Этот процесс, по всей видимости, и разворачивается в стране сейчас.
Так, например, сторонники Карзая объявили 21 апреля, что кандидатуру действующего президента на переизбрание официально поддержал другой лидер Северного альянса, Мохаммад Фахим. Это заявление, явно призванное дать отпор критике Абдуллы, обозначило раскол в рядах Национального Фронта - главной оппозиционной политической организации страны.
Еще одной проблемой нынешней кампании стал вопрос о гражданстве. Некоторые из желающих быть избранными на пост президента Афганистана теперь должны сначала подтвердить свое афганское гражданство. Одним из таких кандидатов в президенты является Ашраф Гани, в прошлом экономист Всемирного банка, в 2002-2004 гг. занимавший пост министра финансов Афганистана. В настоящее время Гани находится в Соединенных Штатах, где аннулирует свое американское гражданство. По словам представителей его штаба в Кабуле, Гани намерен вернуться в Афганистан по афганскому паспорту.
Проблема гражданства, с которой столкнулся Гани и другие кандидаты, связана с наследием трех с лишним десятков лет иностранной оккупации и гражданской войны. За это время более 8 миллионов афганцев стали беженцами, причем большинство из них нашло прибежище на территории Пакистана и Ирана. Немногие из счастливчиков, в том числе и Гани, перебрались на Запад, где получили американское и европейское гражданство.
Гражданство не помешало Гани занять пост министра финансов, но конституция однозначно запрещает занимать высший пост исполнительной власти гражданам любой другой страны. Министры назначаются, а не выбираются, и прерогатива одобрения кандидатур на министерские посты принадлежит нижней палате афганского парламента. В ходе президентских выборов обязанность отследить соответствие кандидатов всем требованиям конституции возлагается на Независимую избирательную комиссию.
Как сообщил EurasiaNet замглавы этой структуры Зекриа Баракзай, комиссия твердо намерена соблюсти все требования конституции в вопросе о гражданстве. "Они [кандидаты] должны предоставить доказательство аннулирования своего гражданства (другой страны), и в данном документе должно значиться, что гражданство уже аннулировано", - отметил Зекриа Баракзай. Это требование касается не только Гани, но и других претендентов, включая экс-министра МВД Али Ахмеда Джалали, родившегося в 1940 году в Афганистане, но впоследствии получившего американское гражданство.
От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. В последние 18 лет освещала события в южноазиатском регионе.
21.IV.2009 © Eurasianet