«Time»: «Брачный кризис» в Иране может «скинуть» Ахмадинежада
09.06.2009 16:12, zpress.kg
Остановит ли Ахмадинежада «брачный кризис» в Иране?
Мои друзья Фархад и Махназ - типичная иранская супружеская пара. Оба они по профессии инженеры, имеющие общую страсть к пешему туризму и кинофильмам, встречаются уже 6 лет - но они не могут позволить себе пожениться, поскольку приобретение квартиры даже с одной спальней - за пределами досягаемости, несмотря на то, что оба имеют приличные рабочие места среднего класса. Эта реальность заставила их подумать об отъезде из Ирана. И они обвиняют правительство за подобную ситуацию. «Мы не ленивы, мы не стремимся к чему-то высокому», - говорит Махназ.
В эти дни фраза «брачный кризис» звучит в предвыборных дебатах, газетах и блогах, и как полагают правительственные чиновники и рядовые иранцы, является одной из наиболее серьезных национальных проблем. Речь идет о растущем количестве молодых людей брачного возраста, которые не могут позволить себе жениться или предпочитают не связывать себя брачными узами. По официальным данным, на сегодняшний день численность иранцев брачного возраста составляет от 13 до 15 млн. человек; чтобы сохранить эту цифру стабильной, Иран должен ежегодно регистрировать около 1,65 млн. браков. Реальная цифра ближе к половине этого.
Почему это имеет значение? Потому что правительство Ирана больше не может позволять себе дальнейшее отчуждение молодых людей, которые составляют более 35% всего населения страны. Молодежь уже «кипит» от радикальной позиции своего правительства в мире и развала экономики, и ее гнев легко выражается политически. Перед принятием решения о том, за кого отдать свои голоса во время президентских выборов в пятницу, такие молодые люди, как Фархад и Махназ, вероятно, отдадут предпочтение тому, кто, по их мнению, решит проблему так, как хотелось бы им.
Иран является страной, где молодые люди женятся рано. В мусульманской культуре добрачный секс и гражданский брак являются табу, во многом это было социальным требованием. Моя мать вышла замуж в возрасте 28 лет, и в 1970 годы это означало, что она вышла замуж, несмотря на то, что считалась «старой девой». Но сегодня количество женщин, посещающих университеты, является беспрецедентным - студентки составляют 60% - и, как правило, после окончания университета они устраиваются на работу. Этот факт уводит их внимание от сферы домашнего хозяйства, делает брак менее срочным приоритетом и меняет ожидания женщин, как от брака, так и от будущих мужей.
Молодые люди, которые следуют более либеральному образу жизни и избегают традиционных устоев поколения своих родителей, являются причиной устойчивого роста брачного возраста. Это и пугает религиозное правительство Ирана, которое все еще говорит о достоинстве целомудрия и рассматривает изменение отношения молодежи к сексуальности как прямую угрозу основным ценностям Исламской Революции. «Сексуальная бомба, оказавшаяся перед нами, более опасна, чем бомбы и ракеты врага», - сказал в прошлом году председатель Национальной молодежной партии Ирана Мохаммад Джавад Хадж Акбари.
К сожалению правительства, неумелое руководство экономикой Ирана - при высоком уровне инфляции, безработице и высоких ценах на недвижимость - усугубил «брачный кризис» и вместе с тем вызвал негодование молодых иранцев.
Амир Хекмати - 31-летний решительный госслужащий из пригорода Тегерана Нармак. Его заработная плата эквивалентна 500 долларам США в месяц, и он старательно накапливает деньги. Он также хочет получить ссуду от министерства, в котором он работает, и попросить небольшую сумму у своих родителей. Однако даже со всеми этими средствами он не сможет купить однокомнатную квартиру в отдаленном районе города. Две женщины, которым он предлагал руку и сердце, отклонили его предложение из-за того, что у него не было своего жилья. «Если бы женщины просто соглашались стать подругой и встречаться, мы бы не были вынуждены стремиться к женитьбе», - сказал он.
Опыт Хекмати типичен для молодых иранцев, которые считают себя неудачными в браке. Во время правления президента Махмуда Ахмадинеджада цены на недвижимость выросли по всей стране, особенно в Тегеране, где они взлетели на 150%. Экономисты обвиняют во всем пагубную экономическую политику Ахмадинеджада. Президент затопил экономику капиталом через схему займов, сократил процентные ставки на 2% и начал реализацию государственных строительных проектов, которые повысили стоимость строительных материалов. Эти изменения заставили многих инвесторов переместить финансирование из биржевых фондов и банковской системы в сектор недвижимости, которое считалось более безопасной ставкой. В период с 2006 по 2008 гг. цены на квартиры в столице выросли более чем в два раза.
Бум недвижимого имущества оказался бедствием для иранцев, получающих средний доход, в частности, для молодых людей, которые находятся в поисках «второй половины». И многие из тех, кто женился и вселился в квартиру родственников, видят, как инфляция «съедает» их сбережения. Это означает, что для того, чтобы приобрести свое собственное жилье им потребуются не месяцы, а годы. Появляющиеся в результате этого напряжения разрушают существующие браки - прошлой зимой СМИ сообщали, что самой главной причиной высокого показателя разводов в Иране является неспособность мужей обеспечить свою семью собственным жильем. Многие другие приходят к выводу о том, что брака вообще лучше всего избегать.
Ответ правительства Ахмадинеджада на кризис включал в себя план, представленный в ноябре 2008 года Национальной молодежной организацией, который назывался «полунезависимый брак». Он предполагал, что молодожены, которые не могут позволить себе жениться и переехать в свое собственное жилье, могут юридически пожениться и продолжать жить в домах своих родителей. Этот план вызвал острое восприятие. В Интернете начали появляться истории, в которых женщины гневно критиковали этот план, утверждая, что он предоставил мужчинам законный и благочестивый маршрут к легкому сексу, тем самым не предлагая женщинам ни безопасности, ни социального уважения. Правительство торопливо отменило план.
Перед президентскими выборами, которые состоятся в Иране в пятницу, Ахмадинеджад стоит перед перспективой того, что такое же широкомасштабное недовольство состоянием экономики, которое привело его к победе в 2005 году, окажет содействие сбросить его. 27-летняя Самира, работающая в рекламной сфере, недавно была обручена и является одной из миллионов молодых иранцев, которые смотрят на кандидатов сквозь призму своих собственных брачных проблем. «Ахмадинеджад обещал снизить цены на жилье, но этого не произошло», - говорит она. Если они будут полагаться только на свою зарплату, она и её жених никогда не смогут купить себе квартиру. Это основная причина того, почему они будут голосовать за Мир Хуссейна Мусави - кандидата от реформистов, который сделал экономику главным приоритетом своей кампании. Подобно другим молодым людям, они надеются, что новый президент снова сделает брак возможным.
Азадех Мувени
«Time», 8 июня 2009 года
Перевод - «Zpress.kg»