Кыргызстан-Узбекистан: в состоянии необъявленной войны?
15/06-2009 10:11, Бишкек - ИА «24.kg»
Руслан Акматбек специально для ИА «24.kg». Автор является аспирантом Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызстана.
В последние дни резко обострилась ситуация на границе Кыргызстана с Узбекистаном. Соседняя страна в одностороннем порядке роет траншеи и возводит стену в приграничной зоне, наплевав на ранее достигнутые двухсторонние соглашения. Вооруженные силы РУз под предлогом зачистки террористов устраивают облавы в населенных пунктах Кыргызстана, применяют оружие против мирного населения. Число жертв, быть может, единично, но очевидно - оно растет. Выражаясь дипломатическим языком, тенденция развития событий не может не беспокоить.
Сегодня по обе стороны границы уже обсуждаются различные версии дальнейшего развития событий, начиная с высадки узбекского десанта на Токтогульском водохранилище и заканчивая военным вторжением узбекской армии на территорию КР:
Возникает закономерный вопрос: что мы не можем поделить с соседней страной? В чем заключаются причины, побудившие официальный Ташкент прибегать к таким неадекватным мерам? Более того, ведь Ташкент нас просто игнорирует.
Закрадывается пока только одна мысль. Мы виноваты только в одном: Узбекистан считает нас слабым государством.
Но отбросим подобные умозаключения, бросающие тень на нашу правящую элиту, у которой якобы отсутствует наличие политической воли (одна из тиражируемых версий по ту сторону границы).
По сути это новый виток самоизоляции, планомерно осуществляемой руководством Узбекистана. Наличие в нашей стране относительной свободы слова и тем более возможности выражать свое мнение публично раздражает нашего соседа. Судя по последним действиям, в этом официальный Ташкент видит угрозу с юга, угрозу безопасности своему режиму.
Как ни странно, но Узбекистан не хочет понимать, что майские вооруженные нападения на его объекты правоохранительных органов в городе Ханабаде, это, по меньшей мере, проявление недовольства своих собственных граждан на проводимую политику закручивания гаек.
Другими словами, очевидно, происходит то, чего так ожидают и боятся представители властей сопредельного государства. Разумеется, никто не оправдывает насильственные методы, но никто не может и опровергнуть тот факт, что вылазки бандитов - своего рода ответная реакция недовольных режимом.
И время, и место событий говорят о многом. Ведь еще не забыты кровопролитные андижанские события. Цель нападений тоже красноречиво указывает на то, что это был акт возмездия.
Официальные лица РУз демонстративно заявили, что угроза безопасности исходит извне, в частности из Кыргызстана. Но тем более странно то, что после событий в Ханабаде сам узбекский официоз старается не предавать огласке подробности произошедшего.
Эксперты и аналитики буквально по слухам и крупицам собирали информацию. Хотя по логике, в интересах самого Узбекистана, необходимо было оперативно, после проведенных спецопераций, известить весь мир о том, что Кыргызстан способствует дестабилизации обстановки, но при наличии убедительных доказательств.
Подобная практика проводится успешно, например, Израилем - после каждой ракеты, выпущенной в его сторону боевиками. После каждого, где бы это не произошло, совершенного террористического акта весь мир узнает в тот же день, в деталях, о жертвах и о причиненном ущербе.
После недавних событий в Ханабаде и Андижане все гадали, что собственно произошло на самом деле. Можно предположить, что узбекским властям есть что скрывать. Конечно, было бы наивно ждать иного шага со стороны соседа. Очевидно и то, что Кыргызстан в свою очередь не извлек уроки из своего прошлого, из баткенских событий. Все помнят обвинения и выпады в сторону Кыргызстана, исходящие лично от Ислама Каримова.
Для меня очевидно и то, что пока будет сохраняться существующий режим в Узбекистане, мы всегда будем выглядеть в его глазах слабым и непредсказуемым соседом по одной простой причине. Потому что в обществе у нас до сих пор право на свободу слова никто не отменял. А это, кстати, как считают узбекские власти, и есть признак слабости.
Официальный Бишкек должен быть готов к тому, что вероятность повторений последних событий на фоне эскалации ситуации в Пакистане и Афганистане резко возрастет. При каждом удобном случае у Ташкента будут претензии к нам и в какой-то мере к Таджикистану. Они не всегда будут ограничиваться официальными заявлениями, обвинениями или эпизодическим применением оружия. В отличие от Таджикистана мы не имеем практически ни единого сдерживающего фактора, кроме совместного членства в региональных организациях.
Вооруженные силы Таджикистана за счет России оснащены на порядок лучше, чем наши, к тому же официальный Душанбе сможет привлечь на свою сторону имеющих боевой опыт полевых командиров, а также многочисленных этнических таджиков, проживающих в Узбекистане.
Так все-таки как же нам удалось достичь такого уровня «дружественных» отношений с Узбекистаном? Мы начинаем задумываться над такими вопросами, увы, только после ЧП, убийств наших граждан, а в лучшем случае накануне очередного отопительного сезона.
Мы должны публично признать, что существует проблема двухсторонних отношений и ее необходимо решать. Мы равноправные участники в таких ключевых организациях, как СНГ, ШОС и ОДКБ. Но почему-то не в полной мере используем их площадки для отстаивания собственных национальных интересов. Безусловно, у нас могут быть разные взгляды на существующие региональные проблемы, у нас, возможно, разные подходы для их решения. Но ведь это закономерно для субъектов международных отношений.
Можно предположить наличие некой третьей силы, которая не заинтересована в сближении наших стран. Но списывать все на теорию заговора всегда удобно и легко. История международных отношений показывает, что обострение и противостояние между соседними странами ни к чему хорошему не приводят. Отбросив все противоречия, страны должны рано или поздно (лучше раньше) встать на путь открытого диалога и возобновления взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня, когда напряженность между двумя странами очевидна, как бы ни было трудно, необходимо общими усилиями искать пути выхода, опираясь при этом на точки сближения или соприкосновения. Та же угроза международного терроризма при разумном подходе к решению этой проблемы может объединить нас.
За годы независимости накопилось много проблем, начиная с делимитации границ, подачи воды в вегетационный период и заканчивая приобретением природного газа в отопительный сезон.
Почему-то мы всегда занимаем выжидательную позицию и соглашаемся с тем, что Узбекистан (сосед и потенциальный союзник) объединяется против нас с другими странами. Вероятно, сказывается отсутствие четкой ясной внешней политики в отношении стран региона.
В современном мире региональные силы приобретают особую значимость при решении общих проблем, как внутренних, так и двухсторонних. Узбекистан в силу своих внутриполитических обстоятельств не заинтересован в обсуждении многих проблем в рамках многосторонних встреч. Если это так, то нам необходимо подать четкие сигналы - мы готовы обсудить все проблемы без вмешательства третьих стран и, что самое важное, исключительно в интересах наших народов. Цель - нам необходимо поддерживать постоянный контакт с этой страной. Последние события показывают, что наши отношения развиваются в русле взаимных недоверия и нападок. В силу того что интересы правящей элиты и государства могут не означать одно и то же есть вероятность, что Узбекистан будет продолжать политику игнорирования.
И тогда нам придется с помощью активного участия в региональных организациях принуждать Ташкент к взаимному уважению.