Мнения людей по поводу предстоящего визита в Туркменистан президента Узбекистана
14.09.2007, Хроника Туркменистана
Мерет Бабаев
В Туркменистане готовятся к визиту президента соседнего Узбекистана - Ислама Каримова.
Этот визит, как многие надеются, выведет на качественно новый уровень туркмено-узбекские отношения, которые, при прежнем президенте Туркменистана С. Ниязове если окончательно и не зашли в тупик, то были близки к этому.
Особенно много разговоров по поводу предстоящего события можно услышать в эти дни из уст жителей приграничных районов двух государств-соседей. Был проведен опрос нескольких человек проживающих по обе стороны границы. Их мнения изложены ниже.
Бабаджан А., житель дайханского (крестьянского) объединения «Гулистан» этрапа имени С.А. Ниязова Дашогузского велаята (Туркменистан):
«Конечно, я за то, чтобы наши страны и народы дружили. Ведь туркмены, узбеки, каракалпаки, проживающие в низовьях Амударьи, испокон веков не знали что такое граница, а потому свободно ходили друг к другу в гости, сватали невест для своих сыновей, устраивали совместные праздники. Я помню союзное время, когда соседи - прекрасные земледельцы, привозили на рынки Дашогуза дешевые овощи и фрукты. И уезжали соседи от нас не с пустыми руками. Узбеки с удовольствием покупали наше хлопковое масло, промышленные товары. В свою очередь мы имели возможность свозить своих гостей в Хиву, полюбоваться тамошними историческими достопримечательностями. У нас не было никаких проблем с переходом границы, да и границы как таковой не было. Но положение на туркмено-узбекской границе и в целом во взаимоотношениях двух стран сильно изменилось после обретения бывшими братскими республиками своего государственного суверенитета. По всей туркмено-узбекской границе (а ее протяженность около 1500 километров) сейчас протянута колючая проволока. Несмотря на то, что президенты двух стран Ниязов и Каримов встречались в Бухаре, и договорились об упрощенном способе перехода границы, жителям приграничных областей от этого легче не стало. Сейчас туркмены, чтобы попасть в Узбекистан на три дня, платят 42 тысячи манат туркменским таможенникам. Узбекские таможенники с граждан Туркменистана при переходе границы ничего не взимают. Тяжелее приходится узбекам, желающим попасть в Туркменистан. Они за три дня пребывания в Туркменистане платят туркменской стороне ту же сумму, что и туркмены, но в долларовом эквиваленте. Восемь долларов по курсу «черного рынка» Туркменистана составляет уже 192 тысячи манат. Для узбеков это очень накладно отдавать такие деньги всего за три дня пребывания на территории Туркменистана».
Сабиржон Х., житель поселка Кошкупыр Хорезского велаята Узбекистана:
«Я тоже слышал, что наш президент собирается с визитом в Туркменистан. Конечно, в глубине души надеюсь, что этот визит будет плодотворным. Меня, и многих моих соотечественников очень беспокоит то, что мы, не можем в дни сейила (период с конца августа по середину сентября, когда совершается массовое паломничество узбеков на такие известные кладбища в Туркменистане, как «Уч йуз алтмыш овлия» в Куняургенче, «Ысмамут-ата» и «Лэлезем-ата» в Тахта) навестить могилы своих предков. Ведь на протяжении многих лет жители некоторых приграничных узбекских сел, хоронили умерших на кладбищах расположенных, на туркменской стороне. В прежнее союзное время мы могли приезжать на эти кладбища и справлять там поминки в память об умерших, совершать свои обряды. Со стороны Узбекистана в дни сейила целые караваны тракторов и автомашин, мотоциклов и арб следовали в сторону туркменских кладбищ. Но потом, во времена правления Туркменбаши, границу между нашими странами наглухо закрыли. О совершении сейила и речи не возникает. Кто в состоянии платить 8 долларов, тот на три дня может поехать в Туркменистан и поклониться могилам своих предков и святых на кладбище «Ысмамут-ата». Для большинства сейил теперь не по карману. Поэтому с каждым годом все меньше и меньше людей помнят о своих родственниках, которые когда-то были похоронены на туркменской земле. Если визит Каримова в Туркменистан поможет возобновить сейил, и туркменские власти разрешат нам совершить паломничество, то я и тысячи моих соплеменников будут считать, что время на этот визит потрачено не зря. Но почему-то мне не верится, что так будет. Ведь встречались в Бухаре Ниязов и Каримов, столько договоров они подписали. В частности, об открытии зоны свободной торговли в приграничных районах, общих базаров. Туркменская сторона, я слышал, построила автозаправочную станцию под Дашогузом специально для узбекского автомототранспорта, однако ни одна узбекская машина почему-то не заправила бак туркменским бензином. Я слышал, что туркмены разобрали эту автозаправочную станцию и переместили ее в глубь своей территории».
Аллаберды Д., житель поселка Героглы (бывший Тахта):
«Ниязов хорошо сделал, что полностью закрыл границу с Узбекистаном. Я говорю так, потому что из Туркменистана раньше все вывозилось в неограниченном количестве. Бензин, хлопковое масло, промышленные товары, скот - все это уходило в Узбекистан. С закрытием границы контрабандный поток намного уменьшился. Тем не менее, находятся еще бессовестные и продажные туркменские пограничники и таможенники, которые вступают в сговор с контрабандистами и сами же в определенные дни и часы открывают им границу в условленных местах. Я тоже за установление добрососедских отношений между двумя странами и народами. Но я против открытия границы для вывоза товаров с туркменской стороны. Представляете, какой скачок цен будет у нас? Еще недавно килограмм мяса у нас стоил 45 тысяч манат, теперь он стоит 50 тысяч. Почему? Границу кто-то где-то приоткрыл контрабандистам, занимающимся незаконным вывозом в Узбекистан скота. Точно так же дело обстоит с хлопковым маслом. У нас полуторалитровая бутылка хлопкового масла стоит 15-16 тысяч манат, а в Узбекистане в пересчете на наши деньги она стоит 30-40 тысяч манат. Мясо у нас 50 тысяч. Там килограмм мяса стоит от 90 тысяч и выше. И бензин. У нас канистру емкостью 20 литров купишь за 20 тысяч манат, а в Узбекистане - в четыре раза дороже. Вот поэтому я против открытия границы. А так пусть узбеки приезжают к нам в гости, совершают паломничества в святые места. Пусть и мы могли бы поехать в Хиву на экскурсию по историческим местам, побывать на богатых на овощи и фрукты узбекских базарах».
Айдогды Х., инженер, житель Губадагского этрапа Туркменистана:
«Я за то, чтобы отношения между двумя странами основывались не на личных симпатиях или антипатиях лидеров наших стран, а исключительно на экономической, взаимовыгодной и равноправной основе. Нам, туркменам, есть чему поучиться у узбеков. Ведь почти все сорта хлопчатника, высеваемые у нас, это сорта, выведенные узбекскими селекционерами. В союзное время свой хлопок мы убирали хлопкоуборочными машинами, произведенными в Узбекистане. Тракторы Ташкентского тракторного завода, тележки для перевозки хлопка, технологическое оборудование для хлопкоочистительной промышленности, минеральные удобрения, цемент из Навои, картофель из Бухары, овощи и фрукты из Хорезма, и многое другое привозилось из соседнего государства. Нам, я думаю, будет выгодно, покупать те же хлопкоуборочные машины у соседей, чем завозить дорогостоящую технику из США. Туркменистан может предложить соседу газ, электроэнергию, бензин, дизельное топливо. Надо только наладить цивилизованные отношения. Сейчас же царит беспредел. Кто-то сильно наживается на незаконном вывозе дешевого туркменского бензина, зерна, скота, промтоваров и продуктов питания. Надо сделать так, чтобы мошенники и пройдохи не могли нажиться на существующих проблемах между двумя государствами. Я уверен, что президенты договорятся между собой. Уверен, потому что Гурбангулы Бердымухаммедов - не Сапармурат Туркменбаши, который с недоверием и подозрением относился не только к узбекам, но к другим соседям и который изолировал свою страну от внешнего мира».
К этим мнениям необходимо добавить, что в местах компактного проживания туркмен в Узбекистане есть туркменские школы, существуют туркменские культурные центры, создано и вещает туркменское радио. У узбеков компактно проживающих в Туркменистане и - по разным данным - составляющие от 8 до 12 процентов населения Туркменистана, нет узбекских школ, СМИ, своих национальных культурных центров. Как впрочем, и у других представителей национальных меньшинств Туркменистана.