Этно-религиозная коммуналка
? 17 (61) Сентябрь 2007, Интернет-журнал "Оазис"
Жусуп Омурбеков (Ош), Анархан Жаныбаева (Жалалабат)
Согласно официальным заявлениям в Кыргызстане всем религиозным вероучениям предоставлено свободное функционирование и ни одно из них не провозглашается в качестве официальной или государственной религии. Действующее законодательство Кыргызстана гарантирует каждому гражданину страны право на свободу вероисповедания. Но, при этом власти оговариваются, что религиозным организациям запрещается создавать политические партии и движения. Именно из-за этой формулировки в стране под запретом ряд религиозных организаций, чья деятельность, по мнению властей, выходит за рамки духовного воспитания верующих. Первая в черном списке государства стоит печально известная в регионе партия религиозного толка «Хизб ут-Тахрир аль ислами». По мнению властей, действуя подпольно, данная партия призывает всех к строительству «Халифата» - монорелигиозного государства, да еще с их стороны идет сильнейшая работа по политизации ислама, постоянно совершаются попытки организации пикетов, митингов под видом защиты ислама или же осужденных лиц за экстремистскую деятельность. Им на руку любые даже не значительные ошибки, допущенные имамами мечетей, казы, богословами, членами Совета Улемов мусульман Кыргызстана, муфтиятом. Такой категоричный вердикт вынесли власти этой партии «Хизб ут-Тахрир аль ислами» в 2005 году. При этом власти признают, что одними репрессивными мерами тут не обойтись. Вот, что говорит руководитель пресс-службы Управления внутренних дел по городу Ош Замир Сыдыков: «Прикрываясь благими намерениями жить по совести, по шариату они вербуют малообразованных людей в свои ряды. Как правило, у «новобранцев» нет даже среднего образования, так четыре-пять классов. Мы же только открыли для себя новый мир, в том числе заново начинаем узнавать ислам и христианство. Вот и мечемся от одного к другому. Демократия это же не только свобода действий и слова, но и ответственность. Здесь нам надо брать пример с Казахстана».
То, что ислам (как одна из основных религиозных конфессий в Кыргызстане) в стране в последнее время стал сильно политизированным факт очевидный. Сегодня в стране очень активны только три группы: это политические партии, точнее группы (потому что классических политических партий в Кыргызстане еще нет); религиозные организации как местные, так и новые, пришлые; и наконец, преступные сообщества, которые активизировались после «тюльпановой революции». Власти высказывают «мягкое» недовольство политической активностью мусульманского духовенства. Вице-губернатор Жалалабатской области Жаныш Курбанов в интервью местной радиостанции «Азаттык» сказал, что выпускаемые ими (Духовное управление мусульман Кыргызстана - прим. авт.) книги и их политика иногда практически идут в разрез с Конституцией страны.
Поэтому неуклюжие попытки властей и официального духовенства выявить и внедрить «правильный ислам» с их точки зрения, пока не увенчались успехом, так как мусульманская община государства фактически разделена на разные сферы влияния крупных мусульманских стран, таких как Саудовская Аравия, Египет, Пакистан, Турция и Иран. Каждая из них тянет на себя одеяло, открывая теологические учебные заведения или же строя мечети и медресе, чтобы заработать себе очки.
Конечно же, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что с 1990-х годов Кыргызстан столкнулся с колоссальным потоком иностранных миссионеров и религиозных организаций да сект. По данным государственного агентства по делам религий при правительстве Кыргызстана в 1991 году в стране функционировали только тридцать девять мечетей (однако имелось значительное количество мечетей действовавших без получения официального статуса), двадцать пять храмов и приходов Русской православной церкви. К настоящему времени Духовное управление мусульман Кыргызстана, объединяет более 1725 объектов религиозного назначения, а Русская православная церковь, 46 храмов и приходов, в том числе женский монастырь и православную церковно-приходскую школу. Действуют около 300 объектов религиозного назначения христианского направления, в том числе: 2 религиозные организации православного направления (старообрядческие церкви), 3 общины католиков, 292 религиозных объектов протестантского направления. С 1996 года на учете в соответствующих государственных органах состоят 1137 иностранных миссионеров из пятидесяти четырех стран мира.
Заверения некоторых европейских и российских центров, что Кыргызстан практически разделен по конфессиональному признаку, мягко говоря неправда. Их утверждение строятся исключительно на количество мечетей и церквей по регионам. По их словам, юг полностью исламизирован, а север христианизирован. Но, реальность такова, что новые христианские движения и течения более активны на юге. В частности в Жалалабатской области, особенности протестантские течения и движения из Северной Европы и США. Именно активность протестантов среди узбеков и кыргызов вызывает самые большие нарекания со стороны мусульманского духовенства и местных жителей. По неписанному правилу между местным мусульманским духовенством и Русской православной церковью каждая из этих религиозных конфессий не ведет агитацию среди не своей исконной паствы. Таким образом, протестанты нарушили это правило, которое эффективно действовала еще с девятнадцатого века. Навязчивая пропаганда протестантских идей среди узбеков и кыргызов дала обратный эффект. В ряде сел Жалалабатской и Ошской областей местные жители требовали выселить некоторых последователей протестантства из числа местных угрожая, в противному случае, устроить над ними самосуд. Протестанты в свою очередь обвиняют власти в нарушении их права на свободу совести, ссылаясь на Конституцию страны.
Еще одна особая проблема - это студенты из Кыргызстана, обучающиеся в теологических и религиозных учебных заведениях в арабских странах. По мнению. Государственного агентства по делам религий при правительстве Кыргызстана, студенты, обучающиеся в зарубежных религиозных учебных заведениях и центрах, возвращаются иногда с фанатическими взглядами. Меняют свои имена, внешний вид. Своими фанатичными идеями в понимании религии, они создают определенную напряженность в обществе. Больше всего студентов обучаются в Египте, Саудовской Аравии и Пакистане.
Активность феминистских организаций в Кыргызстане дала толчок, как ни странно, появлению и развитию женских организаций, религиозной направленности. Самая известная из них это «Мутакаллим», возглавляемая Жамал Фронтбек кызы. Это организация борется за право фотографироваться на официальные документы в хиджабах (что им, кстати, и удалось). Также она активно защищает право девушек носить хиджаб в школах и университетах. По их словам эта «титановая» борьба с властями длиться уже больше трех лет. Кстати говоря, все эти проблемы возникают в основном в Жалалабатской области, на данный момент самый политизированный регион в Кыргызстане. Напомню, что и «тюльпановая революция» началась именно здесь. Прозелитизм (переход в другую веру) также очень активен в Жалалабатской области.
На втором общенациональном, частном телеканале «Пирамида» каждый день по утрам идет протестантская проповедь. Видя такую активность новых христианских миссионеров активизировались и мусульманское духовенство в арабских странах. Кроме того, что они активно реконструируют мечети по стране, саудовский телеканал «Мекка» решил теперь вещать и на страны Содружества независимых государств с переводом своих программ на русский язык, чтобы пропагандировать идеи ислама и арабский язык, как сказано в официальном пресс-релизе, распространенном в мировой сети.
Жусуп Омурбеков (Ош)
* * *
По официальной статистике в Кыргызстане проживают представители ста национальностей. Пожалуй, это самая популярная характеристика, которую чаще всего употребляют, чтобы показать «этнический рай» в Кыргызстане. Наверное, такая практика осталась еще с советских времен, когда в словарях писали «В СССР проживают люди более ста национальностей» и также писали в республиканских справочниках. Наиболее совестливые уменьшали это количество до восьмидесяти. Почему-то считается, чем больше в твоей стране разных национальностей и народностей, тем лучше этнический показатель этого государства. И неважно при этом, что из половины национальностей и народностей осталось, чуть ли не по одному представителю. То есть «этнический рай» показывают количеством, а не качеством.
Строить «этнический рай» в Кыргызстане доверено Ассамблеи народов Кыргызстана. Эффективность деятельности, которой вызывает массу вопросов. На протяжении всех шестнадцати лет независимости Ассамблею народов Кыргызстана активно «привлекали» только к выборам, чтобы получить нужные результаты на выборах, спекулируя на этнических отношениях. Время от времени они еще устраивали концерты, где дети не этнические кыргызы коверкая слова, пели песни на кыргызском языке без всякого интереса и чувств на лице. Таким образом, руководство Ассамблеи показывало, что все в ажуре, несмотря на серьезные проблемы в этой сфере. Многие национально-культурные центры недовольны политикой Ассамблеи. Руководитель Узбекского национально-культурного центра Улугбек Абдусаломов говорит, что в местном областном филиале Ассамблеи избирательно подходят к членству, сталкивая между собой разные организации. Так, по его словам, Узбекский национально-культурный центр в одностороннем порядке был исключен из членов Ассамблеи, а взамен его было принято новое общественное объединение этнических узбеков «Давр». Такая ситуация очень типична для Кыргызстана, потому что не единична.
По данным, которые предоставил нам Омурбек Курманкулов, исполняющий обязанности руководителя Жалалабатского управления статистики, в области проживают около миллиона людей, из них 71,2% составляют кыргызы, 24,7% - узбеки и русских насчитывается 1,1%. Помимо трех крупных этносов есть еще двадцать три малые национальные группы. По данным жалалабатского филиала Ассамблеи народов Кыргызстана в области проживают представители 41 национальности. Но, по словам руководителя областного филиала Ассамблеи с говорящим именем и фамилией Кыргызбая Бакиева регистрацию прошли только девять национальных центров и организаций. Это общественные объединения: «Славянская диаспора», «Арзу» (уйгурская), «Ялкын» (татаро-башкирская), «Надежда» (немецкая), «Турк-Ата», «Давр» (узбекские). Основная цель существования этих общественных объединений и центров национальных меньшинств, по мнению Кыргызбая Бакиева в сохранении собственной культуры, языка и самобытности. Ему вторит Ирина Чолпонова, руководитель немецкого национально-культурного и благотворительного центра «Надежда». «Мы прежде занимаемся возрождением немецкой культуры здесь, изучением немецкого языка. В этом нам очень помогает «Институт Гёте» в Германии. Они поддерживают тех, кто хочет изучать немецкий язык и культуру», - говорит Ирина Чолпонова. Впрочем, это распространенная практика, когда вся роль национально-культурных центров сводится исключительно к танцам, языковым курсам и фольклору. Например, славянские и немецкие национальные центры являются практически продолжением миграционных отделов посольств России и Германии. Потому что там главный вопрос, как и когда, уехать на историческую родину. Более или менее политизированы только общественные объединения этнических узбеков и русских. Остальные заняты сохранением культуры и языка.
Сохранение национального языка, возможность на нем говорит, учиться, получать высшее образование одно из основополагающих прав, считают представители национальных меньшинств. По данным Жалалабатского управления образования, в области 370 средних школ, из них с кыргызским языком обучения - триста семнадцать, с узбекским языком обучения - сорок четыре и с русским языком обучения - девять школ. Из общего количества есть еще восемьдесят семь смешанных школ с кыргызским, русским и узбекским языками обучения. По данным областного управления образования оснащенность школ учебниками практически стопроцентная. Так, в узбекскоязычных школах оснащенность учебными пособиями составляет 78%, в русскоязычных школах - 82%. Но у этой медали есть и другая сторона.
Главная проблема школ с узбекским языком обучения - культурная оторванность от Узбекистана, которая осложнена еще и тем, что в соседнем государстве алфавит на латинице, а в Кыргызстане узбекский язык существует на кириллице. Такая же проблема существует и со школами с кыргызским языком обучения в Узбекистане, считают представители сообщества «Узбеки Кыргызстана». Практически полностью отсутствуют культурные, педагогические контакты на уровне институт-школа. При этом, по мнению ошских учителей, в школах с узбекским языком обучения в последнее время резко сокращаются часы преподавания узбекского языка как родного. Практически, по словам учителей, его роль сведена к иностранному языку, что, по их мнению, несправедливо. По словам руководителя Узбекского национально-культурного центра Улугбека Абдусаломова нашумевший митинг в Жалалабате был, в основном, продиктован именно тревогой о судьбе узбекского языка в Кыргызстане.
Камнем преткновения в отношениях кыргызов с другими этническими группами, которые проживают в стране, становится именно кыргызский язык. Точнее сказать не язык, а методы его внедрения в систему среднего и высшего образования. Топорное введение кыргызского языка только усиливает протестное настроение у людей некыргызской национальностей. Благородная идея о поднятии роли и места кыргызского языка может запросто «утонуть» в трясине взаимных упреков и обвинений. Рвение, с которым «внедряют в широкие массы» кыргызский язык настораживает всех. Даже государственный секретарь Кыргызстана Адахам Мадумаров предостерег ура-патриотов от таких шагов, которые отталкивают другие этнические группы от изучения и знания кыргызского языка.
Вся проблематика этнической ситуации в Кыргызстане по мнению руководителя общественного объединения «Славянская диаспора» Валерия Улеева состоит в отсутствии национальной программы этнического развития страны. Потому что невозможно, по его словам, только на песнях и танцах устроить дружбу народов в Кыргызстане. «Нужно создать некий государственный орган, куда вошли бы представители каждой национальности и все сообща решали бы свои проблемы, рассказывая о них другим. Также, необходимо чтобы был контроль со стороны правительства на предмет соблюдения прав всех без исключения этнических групп. Чтобы все были равны. Тогда не будет недомолвок между людьми, национальными группами», - говорит Валерий Улеев. В таком же контексте выразился и руководитель Узбекского национально-культурного центра Улугбек Абдусаломов, который считает, что нужно создать некий государственный комитет или агентство по этническим вопросам.
Кыргызстан по язвительным комментариям акаевских оппонентов, благодаря этой доктрине тогда превратился в государственный вариант «совкового» общежития со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Анархан Жаныбаева (Жалалабат)