CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

novopol.ru

ШОС перекрывает Большую Центральную Азию

16 сентября 2007

ШОС перекрывает Большую Центральную Азию

11 сентября 2007, Новая Политика

Азиз НИЯЗИ

Западными аналитиками, прежде всего, американскими, Шанхайская организация сотрудничества чаще всего воспринимается как крепнущий военно-политический блок антинатовской и антиамериканской направленности. Подчас даже и шире - как угроза демократии и европейской цивилизации. Такая упрощенная логика рассуждений удачно вписывается в модную ныне теорию столкновения цивилизаций, тем более, что ШОС формируется в восточно-православном, буддийском, конфуцианском и исламском мирах, которые, согласно рассуждениям американского интеллектуала, антагонистически не совместимы с западным культурно-общественным устройством.

Однако в геополитических играх опора на концепцию конфликта цивилизаций приносит противоположные намеченным целям результаты, что в последние годы наглядно демонстрирует политика США на Востоке. Связано это с тем, что идея межцивилизационного противостояния выстраивается на культе силы и конкуренции, а порождаемые на ее основе всемирные и региональные проекты откровенно агрессивны. В них господствует фрагментарный взгляд на мироздание, искусственно дробящий мир на части. Кстати, такая политика не нова и демонстрирует преемственность взглядов американской школы советологов. Ее ведущий интеллектуал Збигнев Бжезинский в своей книге "Великая шахматная доска" в свое время вывел довольно ясную формулу, гласящую, что господство Соединенных Штатов над евразийским континентом во многом зависит от создания долго - и краткосрочных коалиций и сохранения потенциальных противников в разделенном и изолированном состоянии.

Поэтому сближение центральноазиатских республик с Россией и Китаем и тяготение других азиатских стран к этому цементирующемуся союзу, вызывает нескрываемое раздражение в Белом доме. Соединенные Штаты, задолго до вторжения в Афганистан и Ирак, объявили Центральную Азию зоной своих стратегических интересов и через присутствие здесь преследуют в первую очередь собственные цели. Не секрет, что провозглашаемые американцами зоны стратегических интересов напрямую совпадают с географическим положением крупнейших запасов мировых энергетических ресурсов. Поэтому США незамедлительно отреагировали на подписание майского договора 2007 года об использовании старого и строительстве нового прикаспийского газопровода из Туркменистана через Казахстан в Россию и расширении газопроводной системы Средняя Азия-Центр на узбекском направлении. "Это не хорошо для Европы. Это бросит вызов тому, что нужно (Европе), то есть диверсификации поставщиков", - заявил министр энергетики США Сэм Болдмэн сразу же после заключения соглашения. Понятно, что за этим заявлением скрывалась в первую очередь тревога самих американцев, теряющих контроль над региональными энергопотоками. Вашингтон надеялся, что Европа "должным образом" ответит на инициативу России, Туркмении и Казахстана. Но никаких практических шагов, кроме ряда раздраженных заявлений, с ее стороны не последовало. Европейцы предпочли не обострять отношения с участниками прикаспийского договора, имея в этих государствах немало других экономических интересов.

Последовавшее затем объявление о создании Энергетического клуба на саммите глав ШОС 16 августа 2007 года, призванного координировать и развивать энергетические проекты в интересах членов организации - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а также проявляющих возрастающее стремление к сотрудничеству с ней Афганистана, Индии, Ирана, Монголии, Пакистана и Туркменистана, вывело в аутсайдеры амбициозный американский проект "Большой Центральной Азии".

Напомню, что на дипломатическом уровне он начал активно обсуждаться американцами с руководством центральноазиатских государств, после того, как их позиции в регионе заметно пошатнулись из-за обострения отношений с Ташкентом. По расчетам госдепартамента США, разрыв американо-узбекских связей должен частично компенсироваться за счет улучшения стратегических позиций Соединенных Штатов в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Эти республики занимают важное место в сохраняющихся планах Вашингтона по переориентации Центральной Азии с России на южноазиатский регион. Киргизию и Таджикистан планируется использовать как главных поставщиков электроэнергии для Казахстана, Афганистана, Пакистана и Индии. Проект США по созданию новой электросети, связывающей Центральную и Южную Азию, направлен одновременно на изоляцию Узбекистана, отстранение от центральноазиатских электропотоков Ирана и Китая и ослабление растущего энергетического влияния России в регионе.

Идея создания Большой Центральной Азии очень точно выражает и логику и утопичность американской геополитической мысли. Она базируется на неолиберальных глобалистских представлениях о размывании национально-государственных функций и всесилии рынка, и одновременно на постулатах мировой шахматной игры Бжезинского не только в Евразии, но теперь уже и на хантингтоновом поле противостояния цивилизаций. Теоретики Большой Центральной Азии представляют ее в виде некоего гомогенного регионального объединения на базе общей культурной традиции (имеется в виду в первую очередь исламской), не отягощенной национальными интересами и границами, а проще - в виде модернизированного "халифата" во главе с мировым халифом на другом конце света. К тому же новоявленный халиф вообще ни к какой культурной традиции не принадлежит, поскольку поклоняется лишь всемогущему рынку, а правление над заморскими территориями он намерен осуществлять, не вмешиваясь в локальные конфликты подконтрольного региона.

Сюрреализм такого гиперпроекта, выдержанного в постмодернистском духе, вполне очевиден и опасен. Возобновление попыток его практического воплощения лишь вызовет дестабилизационную волну в Центральной Азии и сопредельных регионах, обострит отношения с Россией и ведущими восточными государствами. ШОС никуда при этом не денется и вынуждена будет применить свою всестороннюю эффективность по стабилизации обстановки в регионе. Для этого организация располагает достаточным политическим, военным и экономическим потенциалом. Было бы лучше для всех, если бы госдепартамент отказался от пустой траты денег и усилий по продвижению утопического плана. Почему бы американцам, да и европейцам тоже, не поучаствовать в перспективных экономических проектах "шанхайцев", которые по масштабу значительно превосходят рамки Большой Центральной Азии.

В свою очередь Россия совместно со своими восточными партнерами может предложить и другие компромиссные программы, способные смягчить нарастающую геополитическую конфронтацию и противоборство на энергетических рынках Азии. К тому же Россия не должна игнорировать проекты международных организаций, в которые она не входит. Например - крупный транспортно-коммуникационный проект Евросоюза в ЦА - ТРАСЕКА. Ей не мешало бы обратить внимание и на деятельность Организации экономического сотрудничества, в которую наряду с Азербайджаном, Турцией, Ираном, Пакистаном и Афганистаном входят республики Центральной Азии.

Как отмечает заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН В. Я. Белокреницкий, работа ОЭС заметно активизировалась в последние годы. В ближайшее время начнут функционировать Банк ОЭС по торговле и развитию, Центр ОЭС по технологическому трансферту, Региональный центр по управлению рисками в сфере природных катастроф, Региональный институт по стандартизации. В области энергетики ведется работа по технико-экономическому обоснованию проекта объединения электросетей стран ОЭС. Успешно действуют Научный фонд ОЭС, Образовательный институт, специализированные агентства и институты в области менеджмента и инженерии, сельского хозяйства. Действует и расширяется специальная региональная экологическая программа.

Весьма любопытно, что деятельность ОЭС поддерживается не только ООН, ЕС, Японией, Китаем, ведущими международными кредитно-финансовыми, инвестиционными и благотворительными фондами, но и правительством США, несмотря на известные отношения с членами ОЭС - Ираном и Узбекистаном. Глобализация и регионализация, как видно на этом примере, имеют многогранные проявления. С учетом этого России было бы целесообразно оказывать поддержку процессам регионального взаимодействия, пытаясь найти выгодные для себя, экономические и политические варианты участия в них, в том числе и по стимулированию взаимодействия ЕврАзЭс и ШОС с Организацией экономического сотрудничества. Россия с ее политическими, экономическими и технологическими возможностями может удачно встроиться в эту систему многогранных отношений. Прямое или косвенное участие в них способно принести экономические и политические дивиденды и способствовать укреплению взаимодоверия между РФ, а также западными и восточными участниками проектов развития в ЦА и прилегающих регионах. Соответственно будет и меньше поводов рассматривать ШОС как Варшавский договор - 2.

novopol.ru

Предыдущая статьяНачалась схватка России и Китая
Следующая статьяПриручение мигранта