АФГАНСКОЕ ЭХО В ПАКИСТАНСКИХ ГОРАХ
16 Сентября, 2007 года, Советская Россия
А. САФАРИН.
Пакистан быстро становится горячей точкой нашей планеты
На Среднем Востоке энергично вызревает ещё одна горячая точка. К войнам, которые идут в Ираке и Афганистане, того и гляди добавится гражданская война в Пакистане. На днях террорист-смертник взорвал заминированную автомашину на базе элитного подразделения пакистанских коммандос в 100 километрах южнее столицы страны - Исламабада. В результате теракта погибли 16 военнослужащих и почти 30 получили ранения. Неделю назад два взрыва в Исламабаде и соседнем городе Равалпинди унесли из жизни более 30 человек. Один произошёл в автобусе с военными, другой - на магистрали, ведущей к воинскому учреждению. В Пакистане никто не сомневается, что нападения на военных являются местью исламистов за события в Красной мечети в Исламабаде в июле этого года. Тогда правительство Пакистана жестоко подавило восстание сторонников введения законов шариата. Погибли десятки студентов-богословов, оборонявших мечеть. Их сторонники поклялись отомстить. И они не одиноки в своём противоборстве с нынешней властью. Правительство Пакистана усматривает в обострении обстановки в стране связь с действиями боевиков-талибов, окопавшихся в Южном Вазиристане. Этот горный район на границе с Афганистаном пакистанские власти контролировать не в состоянии.
Усугубляющийся конфликт в Пакистане вызван не только внутренними проблемами. Он прямо связан с войной, которую НАТО ведёт в Афганистане. Напомним, что после оккупации этой страны в 2002 году американцами (к которым затем присоединились другие страны - члены НАТО) там произошло резкое увеличение производства наркотиков. Афганистан, находящийся под контролем Североатлантического альянса, превратился в крупнейшего в мире производителя героина. Одновременно потерпевшие поражение сторонники движения «Талибан» начали исподволь восстанавливать свои позиции в стране, и сейчас коалиционные силы НАТО оказываются не в состоянии подавить сопротивление талибов. При этом полным крахом закончились попытки поймать Усаму бен Ладена. В Вашингтоне заявляют, что все их неудачи объясняются полной поддержкой талибов населением, армией и спецслужбами Пакистана.
Проблему усмирения Афганистана невозможно решить без лишения талибов опоры в Пакистане. Американцы прекрасно знают это, ибо они сами в 80-х годах энергично занимались дестабилизацией Афганистана, действуя с территории Пакистана. Теперь бумеранг, брошенный в 80-х годах, возвращается назад и очень сильно бьёт по тем, кто заварил кашу тогда и кто вынужден расхлёбывать её сейчас.
Тайные просьбы и публичные призывы США к президенту Мушаррафу перекрыть границу между Афганистаном и Пакистаном остались безрезультатными. В условиях, когда подавляющее большинство населения страны и её армия сочувствуют своим единоверцам в Афганистане, какие-либо резкие движения против талибов были бы самоубийственными для нынешней пакистанской верхушки.
Однако власти этой страны сильно зависят и от американцев. Это главная опора Исламабада в многолетней борьбе против стратегического противника Пакистана в этом регионе - Индии. Финансовая и военная помощь Вашингтона позволяет Мушаррафу пока прочно удерживать власть в своих руках. Вашингтон в течение последних пяти лет ежегодно предоставлял Исламабаду помощь в размере 1 млрд. долл. Несколько дней назад в Исламабаде Мушарраф встречался с первым замгоссекретаря США (бывшим послом США в Ираке, а затем главой всех американских спецслужб) Джоном Негропонте. Американцы требуют активной борьбы Пакистана с талибами. Поэтому, оглядываясь на собственное население, Мушарраф, тем не менее, должен делать вид, что пытается исполнять просьбы-требования своих американских друзей.
Глава пакистанского государства выступил с заявлением в связи с резким обострением ситуации в различных районах Пакистана, где на этой неделе продолжались бои армии против отрядов повстанцев. По сообщениям печати, за последние двое суток в ходе операции в приграничном с Афганистаном районе Южный Вазиристан пакистанской армией было уничтожено около 80 боевиков. В операции против местных сторонников талибов использовались боевые вертолёты и артиллерия. Так что можно говорить уже о превращении этого района Пакистана в полноценную горячую точку.
Однако не меньше головных болей, нежели вылазки повстанцев, доставляет Машаррафу активизация политической оппозиции, пользующейся, кстати, прямой и косвенной поддержкой его же западных друзей. Несколько дней назад власти не допустили приезда в страну бывшего премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа. Бывший глава правительства был задержан в аэропорту и через четыре часа выслан в Саудовскую Аравию. Власти жёстко подавили намерение сотен его сторонников прибыть в аэропорт, дабы встретить своего вождя.
Теперь назревает новый кризис. О намерении вернуться на родину из 8-летней эмиграции заявила бывшая премьер-министр Пакистана, лидер Пакистанской народной партии (ПНП) Беназир Бхутто, ныне проживающая то в Лондоне, то в Дубаи. Власти поспешили сообщить, что председатель ПНП не будет депортирована из Пакистана, как это было сделано с Навазом Шарифом. Но её будет ожидать суд по обвинению в коррупции. Один из пакистанских чиновников заявил, что «Бхутто всегда было позволено вернуться в Пакистан. Выдвинутые против неё обвинения в коррупции будут рассматриваться на основе закона».
Однако это не исключает возможности определённых компромиссов. Мушарраф стремится расколоть оппозицию, и поэтому его представители ведут переговоры с Бхутто о «разделе власти» после предстоящих осенью всеобщих выборов. Однако камнем преткновения на них, как и раньше, остаётся требование бывшего премьера снять с неё обвинения во взяточничестве.
Так что спираль насилия и политической борьбы в Пакистане и вокруг него закручивается всё туже. И это прямой результат программы «демократизации Большого Ближнего Востока», выдвинутой Вашингтоном. Так что к числу всемирного списка жертв «демократии по-американски» можно смело добавить людей, гибнущих ныне каждый день в Пакистане.