Ария итальянского гостя еще не спета...
14 сентября 2007г. ? 35 (763), Деловая Неделя, Казахстан
Улболсын КОЖАНТАЕВА
Приехал, выслушал. Пожалуй, на этом и завершился визит главы Eni Паоло Скарони в Казахстан. Как известно, напомнив об обязательствах, правительство РК предъявило оператору консорциума претензии на $40 млрд. «Формально мы сейчас находимся в периоде так называемого дружественного урегулирования, который стартовал некоторое время назад - он составляет 60 дней», - пояснил во вторник министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев после встречи с итальянским гостем. По его словам, после 22 октября стороны имеют возможность подавать друг на друга в арбитраж или не подавать, или продолжать переговоры.
Таким образом, мнение о меняющейся роли государства в современных экономических условиях и необходимости выработки новых подходов к проблемам эффективного управления государственными активами находит конкретное выражение в проектах. С другой стороны, аналитики говорят о встревоженных растущей мощью национальных нефтяных фондов сырьевых государств транснациональных компаниях. Возможно, их тревоги обоснованы новыми тенденциями, которые наблюдаются в добывающих странах, о чем «ДН» уже писала. Но в Казахстане говорят о ситуации с консорциумом как о частном случае.
Напомним, что Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию было подписано Республикой Казахстан с консорциумом международных нефтяных компаний 18 ноября 1997 года. Документом предусматривается разведка, оценка и освоение нефтегазовых месторождений в казахстанском секторе Каспийского моря, включая одно из крупнейших в мире нефтяных месторождений Кашаган. В феврале 2001 года итальянская компания Agip, входящая в концерн Eni, была избрана оператором проекта в результате голосования участников консорциума. Таким образом, в борьбе противостоявших гигантов победа досталась небольшой компании. Заметим также, что в недрах этого пестрого консорциума также были недовольные операторством Eni... Помимо Eni участниками концерна являются Royal Dutch Shell, Exxon Mobil Corp, Total, ConocoPhillips, японская Inpex Holdings Inc и госкомпания «Казмунайгаз».
Законные шаги
Сентябрьской осенью четырехлетней давности оператору Северо-Каспийского проекта Agip KCO тоже пришлось вести переговоры с МЭМР РК о переносе сроков выдачи первой нефти с 2005 на 2007-2008-й. Тогда вопрос о смене оператора не ставился. Теперь ситуация, похоже, изменилась и довольно ощутимо: предложенная Eni очередная поправка к утвержденному в 2004 году плану и бюджету освоения Кашагана оказалась категорически неприемлемой.
Более того, в парламенте инициированы поправки в Закон «О недрах и недропользовании», которые допускают расторжение контрактов с недропользователями, не выполняющими принятых обязательств. Парламентарии теперь тоже подключились к поиску новых инструментов усиления государственно-частного партнерства. «Мы требуем и хотим одного: чтобы иностранные инвесторы, работающие на территории нашей страны, соблюдали наше законодательство», - пояснил суть поправок председатель Комитета мажилиса по вопросам экологии и природопользования Ерлан Нигматулин. Новой в законопроекте является норма, согласно которой государство получает право расторжения контрактов в случае, «если деятельность иностранного инвестора на территории Республики Казахстан будет угрожать национальной безопасности страны». По словам мажилисмена, принятием закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О недрах и недропользовании» разработчики намерены добиться усиления ответственности инвесторов при работе на нефтяных месторождениях. «Если бы в стране такой закон был, то не было бы ситуации, возникшей в отношениях с итальянской компанией Eni, являющейся оператором по проекту Кашаган», - считает он, очевидно, имея в виду ситуацию, сложившуюся с проектом.
Как уже известно, Министерство охраны окружающей среды приняло решение о приостановке проекта на три месяца, пытаясь тем самым добиться от консорциума устранения экологических нарушений. Консорциум изменил первоначальный график объемов добычи в сторону резкого увеличения, что ведет и к изменению технических параметров проекта, однако экологический аспект при этом не был учтен должным образом, что создает существенную угрозу и без того хрупкой экосистеме замкнутого каспийского водоема.
Увеличение первоначальной добычи со 100 тыс баррелей до 450 тыс, а затем до 1,2 млн баррелей в сутки в первые 10 лет, по сути, ведет к ломке всего проекта. Помимо повышения технических и экологических рисков это ведет и к тому, что по окончании срока действия СРП, в течение которого Казахстан будет вынужден возмещать растущие затраты консорциума, республика может остаться «при своих интересах», то есть ни с чем, кроме трудноизвлекаемых запасов. При таком подходе практически весь экономически рентабельный период добычи консорциум использует в своих интересах.
Как известно, в 2004 году правительство РК пошло на уступки консорциуму, согласившить на отсрочку добычи нефти до 2007-2008 года, рассчитывая утроить добычу нефти за счет кашаганской нефти и обеспечить финансирование инфраструктурных проектов.
Теперь же очередное предлагаемое увеличение затрат по проекту с $57 млрд. до $136 млрд., как оказалось, в большей степени связано не столько с желанием улучшить и обезопасить экологические риски, сколько с увеличением количества скважин для более интенсивной добычи, чем предполагалось в ходе заключения контракта. Одним словом, получив доступ к богатствам казахстанских недр, инвесторы решили «испить побольше и быстрее», сменив ложку на плошку или даже на «ведерко». В такой ситуации, выходит, дело даже не в том, что ТЭО проекта было плохо проработано, не учтены экологические риски и поставленные задачи нереальны. Судя по первоначальным, так сказать, более щадящим темпам наращивания добычи, получается, даже наоборот, это было более приемлемым для экосистемы каспийского месторождения.
Предлагаемая же отсрочка добычи коммерческой нефти на Кашагане и более чем двукратное увеличение затрат по проекту существенно повышает экологические риски добычи. Кроме того, возникает необходимость создания дополнительных маршрутов транспортировки для дополнительно добытой нефти. Наверное, поэтому в энергетических ведомствах США и энергетических комиссиях Евросоюза заговорили о необходимости прокладки подводного нефтепровода и трубопровода по дну Каспийского моря... Казахстан, как известно, следуя подписанному СРП по Северо-Каспийскому проекту, настаивает на создании морского маршрута и береговой инфраструктуры для крупнотоннажных танкеров, чтобы обеспечить перевозки в объеме 20-25 млн тонн нефти.
Встреча
Накануне глава МИД Италии Массимо Д'Алема, анонсируя поездку главы итальянской нефтегазовой компании Паоло Скарони в Астану для ведения переговоров по решению проблем, связанных с разработкой залежей нефти в Кашагане, уточнил, что.Скарони «попытается сдвинуть ситуацию» до того, как в Казахстан отправится с визитом итальянский премьер-министр Романо Проди. Глава итальянского внещнеполитического ведомства также отметил, что переговоры о разработке Кашаганского месторождения нефти будут «чрезвычайно важными и пройдут на уровне компаний, несмотря на то, что это затрагивает не только интересы Италии, но и всей Европы».
Как следует из истории развития отношений в консорциуме, из которого выбыли часть крупных участников, продав свои доли оставшимся, итальянской Eni рассчитывать на поддержду всех членов консорциума, вряд ли придется. Разве что европейских участников, которые в свое время и позволили ей победить с отрывом от ExxonMobil всего на 5%. Во всяком случае, судя по реакции комиссара по энергетике Еврокомиссии Андриса Пиебалгса, Скарони будет рассчитывать на поддержку ЕС.
Другой вопрос, какие аргументы для чиновников ЕС найдет казахстанская сторона, пока сложно судить: с одной стороны, ЕС заинтересована в ресурсах Казахстана, с другой - руководство республики после победных для правящей партии выборов уже меньше интересуется «мнением запада».
В такой ситуации, наверное, вряд ли неожиданным стало известие о том, что первый день переговоров правительства Казахстана с представителями консорциума завершился, по сути, ничем. Встречи прибывшего в Казахстан главы Eni Паоло Скарони с премьер-министром РК Каримом Масимовым, министром энергетики и минеральных ресурсов Сауатом Мынбаевым и другими представителями властей, а также посещение «места действия» проекта пока не прояснили его позиции. Накануне г-н Скарони возмущался тем, что остановить проект, просто «выключив кнопку», невозможно, и говорил, что проект работает. Возможно, заявления казахстанских властей повлияли на биржевые котировки?
Судя по скупым заявлениям главы итальянского концерна, он прибыл для того, чтобы уладить конфтликт до приезда премьер-министра Романо Проди в Казахстан.
Ситуация меняется вокруг
По логике, Казахстану сегодня важнее иметь партнеров с технологическим опытом морской добычи. Что же касается финансов, то, по оценкам экспертов, сегодня республика может привлечь под свои доказанные и реально извлекаемые запасы необходимый кредит в любом банке мирового уровня. В такой ситуации важно не просто привлечь крупную иностранную компанию, но и найти такого сооператора, который имеет большой и успешный опыт морской добычи и готов согласовывать затраты по проекту со своим заказчиком - правительством Казахстана, а также нести ответственность за соблюдение технических и экологических условий проекта. Другой вопрос: кто из участников консорциума готов стать равноправным партнером для нацкомпании и работать в реально сладывающихся, меняющихся условиях в Казахстане. Такая ли компания Eni?
В ходе своего визита Паоло Скарони встретился и с министром энергетики и минеральных ресурсов Сауатом Мынбаевым. Согласно распространенному после встречи пресс-релизу МЕМР РК, глава ведомства напомнил итальянскому гостю о том, что четкое исполнение законов нашей страны и взятых на себя обязательств является императивом для всех компаний, работающих в Казахстане, в том числе иностранных. «Мы не можем оставить это без внимания, в особенности, когда речь идет об интересах нашего государства, если они не будут соблюдаться. Мы будем принимать все необходимые меры, предусмотренные нашими законами», - пояснил гостю министр.
Чиновник также представил аргументы, согласно которым, принятие новых поправок к плану и бюджету освоения Кашагана неприемлемо для Казахстана. «Проведенный технико-экономический анализ предложений подрядчика показал, что такое масштабное удорожание, задержка начала коммерческой добычи приводят к значительному ухудшению основных экономических показателей проекта для республики Казахстан по сравнению с утвержденным в 2004 году планом и бюджетом освоения Кашагана», отмечается в представленном документе.
Далее говорится о том. что задержка освоения месторождения Кашаган, его выхода на промышленный уровень добычи, а также существенная отсрочка момента окупаемости проекта приведет, с учетом его экономических масштабов, к существенному сокращению планируемых темпов роста национальной экономики в ближайшее десятилетие, поставит под угрозу реализацию долгосрочных программ экономического развития страны.
Министр Мынбаев также просит не политизировать обоснованные требования Казахстана в части исполнения недропользователями своих обязательств. «Формально мы сейчас находимся в периоде так называемого дружеского урегулирования, который стартовал некоторое время назад. Он составляет 60 дней. Эти 60 дней должны закончиться 22 октября. После 22 октября стороны имеют возможность подавать в арбитраж или не подавать и продолжать переговоры. Для нас важно не столько уложиться в сроки, сколько обеспечить соблюдение баланса интересов и восстановить ту позицию, которая существовала в ранее подписанных контрактных соглашениях», - пояснил министр. Получается, что казахстанская сторона не связана указанной осенней датой и настроена на обычные «долгоиграющие» переговоры с консорциумом.