Каспийская конвенция готова на 60%
Echo 25 декабря 2008
Таков итог пятистороннего заседания в Астане
Р.ОРУДЖЕВ
Согласовано около 60% текста Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Об этом вчера в Астане на пресс-конференции по итогам 24-го заседания Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции сообщил заместитель министра иностранных дел Казахстана Нурлан Ермекбаев. "На настоящий день согласовано около 60% текста о правовом статусе Каспийского моря", - сказал Н.Ермекбаев.
Как пояснил замминистра, "сама конвенция еще не принята, она будет проходить процесс согласования на межгосударственном, межведомственном, межправительственном уровнях". При этом Н.Ермекбаев подчеркнул, что "пока рано говорить об окончательном принятии этих условий". "Остается и ряд несогласованных вопросов, по которым нам еще предстоит поработать", - отметил он.
Замминистра также сообщил, что следующее 25-е заседание СРГ пройдет в Москве. "Стороны положительно оценили результаты встречи и договорились продолжить обсуждение текста Конвенции в Москве в согласованные по дипломатическим каналам сроки", - сказал Н.Ермекбаев. Он отметил также, что "переговоры прошли в духе конструктивного диалога и взаимопонимания".
"Состоялся предварительный обмен мнениями по проекту соглашения о взаимодействии по линии пограничных, таможенных служб и ведомств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности на Каспийском море, разработанному азербайджанской стороной. В целях подготовки соответствующей встречи экспертов стороны договорились представить азербайджанской стороне замечания и предложения по проекту указанного соглашения", - отмечается в коммюнике, распространенном пресс- службой МИД Казахстана на этой пресс-конференции.
В свою очередь замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов на этой пресс-конференции напомнил, что "документ многоаспектный, множество здесь отраслей, направлений присутствует". "Приходится привлекать экспертов широкого спектра и подробно обсуждать разные вопросы, связанные и с разграничением дна Каспийского моря, способами присутствия там, использованием поверхности, созданием режимов разных, по разным видам деятельности - здесь и вопросы транспорта, и безопасности", - добавил он.
По словам Х.Халафова, Азербайджан по-прежнему продолжает вести двусторонние переговоры с Ираном и Туркменистаном. "У нас есть постоянно действующая переговорная делегация, и с Туркменистаном, и с Ираном переговоры носят последовательный характер. Можно сказать, что есть сдвиги в этом процессе, но насколько мы сегодня готовы завершить согласование, трудно сказать. Однако переговоры ведем. Самое главное - есть добрая воля всех сторон поскорее договориться по этим вопросам", - отметил он.
Замминистра Азербайджана также напомнил, что "между Россией, Казахстаном и Азербайджаном такая работа проведена и заключены соглашения, которые сегодня составляют правовые основы взаимодействия и сотрудничества". "Мы полностью завершили процедуры и они сегодня действуют, создают очень хорошую базу для того, чтобы в этом направлении продвинуться и другим странам", - подчеркнул Х.Халафов.
Как отметил в свою очередь посол по особым поручениям МИД Российской Федерации Александр Головин, "российская делегация удовлетворена итогами нынешнего заседания". "Мы просмотрели еще раз весь текст конвенции, по ряду положений сумели найти консенсус, по другим - будем продолжать дискуссии", - сказал он. "Следующее заседание по ротации должно состояться в Москве, поэтому я, во-первых, благодарю казахских коллег за блестящую организацию этого раунда переговоров и выражаю надежду, что российская сторона также поддержит высокую планку по организации, какую задали наши казахские коллеги".
Между тем, по словам замминистра иностранных дел Туркменистана Хошгельды Бабаева, требуют дальнейшего обсуждения вопросы, "связанные с разграничением акватории Каспийского моря, с промыслом рыбных ресурсов, то есть связанные с биологическими ресурсами, с вопросами транзита и так далее". "Но многие из этих вопросов практически согласованы, есть вопросы внутри этих положений, над которыми мы детально работаем. То есть нельзя говорить, что они совсем не согласованы", - также добавил он. Как сообщает пресс-служба туркменского МИД, позиция Туркменистана относительно правовой регламентации деятельности на Каспии "продиктована необходимостью решать все вопросы на основе общепризнанных норм и принципов международного права". Туркменистан уделяет особое внимание развитию международного сотрудничества на Каспии и в Прикаспийском регионе, в частности, за счет расширения связей с соседними государствами в области энергетики, транспорта, торговли и других сферах, отмечают в МИД.
Эксперт в области международного морского права, председатель международного общественного объединения "Каспий: партнерство во имя будущего", доктор наук Рустам Мамедов прокомментировал вчера итоги встречи в Астане в беседе с Day.az. "За многие годы после развала СССР в решении данной проблемы между прикаспийскими странами оформился формат переговоров 3+1+1, который пока никак не удается превратить в формат 3+2 или и 4+1. В случае 3+2 о статусе Каспийского моря вообще не придется говорить, это станет концом. Если удастся добиться формата 4+1, то перспектива решения проблемы будет обнадеживающей, потому что совершенно очевидно - Иран останется один, а все остальные страны постсоветского пространства поделят водоем и будут спокойно жить без Тегерана. Иран понимает это, и поэтому старается всячески соблазнить Туркменистан, который за счет получения различной помощи от своего южного соседа в некоторой степени находится в зависимости от Тегерана. Переговорный процесс идет пока вхолостую.
Да, эксперты встречаются, согласовывают одну-две статьи конвенции, но глобальные вопросы остаются нерешенными. Для того чтобы решить эти проблемы, нужна кардинальная постановка вопроса. Уговорить Иран не удается, он не идет ни на какие уговоры. Сегодня задача заключается в решении вопроса по другой линии, а именно, на двусторонней основе. Сейчас нам как-то удается договариваться с туркменами, и я уверен, что мы в конце концов договоримся. В этом случае стороны приблизятся к формату 4+1, но пока об этом говорить не приходится, этот формат остается лишь желанием. В перспективе стоит вопрос о том, как двигаться дальше. Но я теперь убеждаюсь, что даже если обеспечить безопасность прикаспийских государств, Иран все равно будет торпедировать все переговоры. Ирану невыгодно установление правопорядка на Каспии. Ему выгодно сохранение разногласий между прибрежными государствами. Вот такая ситуация наблюдается сегодня".