Отсель грозить мы будем:
Интернет-журнал "Оазис" 24.12.08
Мурад Айтаков (Ашхабад)
Власти Москвы решили поставить памятник генералу Михаилу Скобелеву. Памятник решено разместить между часовней гренадерам, павшим под Шипкой и Славянской площадью. Учитывая роль и заслуги Скобелева в освобождении Болгарии, русско-турецких войнах и его одержимость панславянизмом, все выглядит вполне логично. Если бы не еще несколько обстоятельств.
Скобелев - тот самый генерал, который принимал участие в Хивинском походе (1873 г.) и подавлении восстаний в Кокандском ханстве (1874-1876). С февраля 1877 - военный губернатор и командующий войсками Ферганской области. С 1907 по 1924 нынешняя Фергана носила название Скобелев. В 1880-1881 командовал 2-й Ахалтекинской экспедицией, взял штурмом крепость Геок-Тепе. Так вот, о Геок-Тепе. В современном Туркменистане день взятия Геок-Тепе объявлен Днем памяти и поминовения, днем скорби. Безусловно, и этот шаг несет в себе политизацию событий. Предыдущий президент Ниязов принадлежал к племени теке, которое Геок-Тепе и обороняло. И Ниязов живописал все ужасы войны и штурма Геок-Тепе, при нем там была построена огромная мечеть имени самого Сапармурата Хаджи - в миру Сапармурата Ниязова. Совершенно непонятна связь между поминальным местом и личностью президента, но сейчас это к делу не относится.
Сообщение об установке памятника Скобелеву навело на несколько грустных мыслей. Безусловно, в Туркменистане этот факт будет расценен, по меньшей мере, как неуважение - мы тут отмечаем День памяти и скорби в память о той резне, что устроил ваш генерал, а вы там воздвигаете ему памятник. Но с тем же самым успехом туркменские, да и не только туркменские, а и многие другие власти могли бы сказать узбекским относительно установки памятника Амиру Тимуру в центре Ташкента. Амир Тимур, конечно, великий человек и для Узбекистана - безусловный герой, выкладывавший пирамиды из отрезанных голов покоренных городов, отбросивший назад или уничтоживший целые цивилизации. И обид на него у всех соседей современного Узбекистана (и не только у них), должно быть более чем у туркмен (и не только у них) на генерала Скобелева. Примерно те же обиды, но у других народов наверняка найдутся к Чингисхану, который порезал народу не менее чем Тимур, но родством с ним пытается кичиться вся нынешняя казахская знать, устраивая соревнования «чья родословная ближе к Чингизхану».
Так благодарные потомки пользуются благами завоеваний своих пращуров - стараются максимально использовать бренд великих предков для насаждения новой идентичности своего народа. Причем сознательно или несознательно оскорбляя своих самых близких соседей. Интересно, как отнесутся к установке памятника Скобелеву в Узбекистане, где он воевал, подавлял восстания и был генерал-губернатором Ферганы, словом был колонизатором, когда в Ташкенте стоит памятник Тимуру, колонизаторские методы которого были, мягко говоря, немного жестче, чем скобелевские.
Наши правители никак не могут отказаться от соблазна построить новую идентичность народа на основе примитивного распространения на себя лично и на ныне живущее население страны сомнительной славы великих «гуманистов» прошлого, уничтожавших соседние народы. Интересно, почему такой же славы и внимания со стороны властей не удостаиваются великие ученые, философы прошлого, врачи? Улугбек и Ибн-Сина?
Интересно, как отнеслись бы современные французы к установке сегодня памятника Бисмарку, или все остальные европейские (и не только) народы к установке сегодня памятнику Гитлеру?
Да, наверняка власти Туркменистана и Узбекистана скажут что-то по поводу памятника Скобелеву в Москве. Но пусть сначала оглянутся вокруг.