Казённые младенцы
Интернет-журнал "Оазис" 24.12.08
Рустам Галиев (Ош)
Характерный признак последних лет - распространение так называемого «скрытого социального сиротства», определяемого ухудшающейся жизнью части семей, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей. Никто точно не знает, сколько таких социальных сирот в Кыргызстане. Учитывая общий мировой кризис можно предположить, что их число заметно увеличится, потому что скачок цен на товары первой необходимости и услуг, в первую очередь коснется именно социально незащищенных слоёв населения.
В интервью информационному агентству «24» сотрудник администрации президента Марипа Абдиева сказала следующее, комментируя ситуацию вокруг социального сиротства в стране: «В Кыргызстане увеличивается социальное сиротство, не применяются альтернативные формы опеки, которые привлекательны не только психологическими и социальными последствиями для общества и детей, но и экономическими - для государства». По её словам, сегодня в республике насчитывается 39 государственных детских учреждений, где находится 5 388 детей. Более 80% из них имеют одного или обоих родителей. Как отмечает Абдиева, за последние 6 лет число детских домой возросло на 100%: с 9 в 2000 году до 18 в 2007-м. Это свидетельствует о том, что помещение детей в интернаты остается основным средством их защиты. В 2007 году число соприемных семей, где проживает 213 детей, достигло 5. Следовательно, в каждой из них по 40 детей. Таким образом, появилась тенденция трансформации приемных семей в обычные детские дома. «Очевидно, что в Кыргызстане необходимо пересмотреть существующую систему опеки, создать специальные службы правовой, психологической и социальной поддержки детей-сирот на разных этапах их развития. Представляется перспективным создание социальных институтов, непосредственно занятых решением проблем и искоренением причин появления социальных и физических сирот и последовательно отстаивающих их интересы во всех сферах жизни», - добавила Абдиева в интервью информационному агентству «24».
К сожалению, статистика не дает полной картины проблемы. Поэтому не зря мы подчеркнули вначале, что существует скрытое социальное сиротство. Бывает так, что сами родители и дети не всегда охотно признаются в социальном сиротстве. И потом в нашем обществе принято считать других сирот, полагая, что этими (социальными сиротами) должны заняться сами родители.
«Дети умирают, умирают от холода, алкоголя, наркотиков. Умирают по одной-единственной причине, искусно замаскированной цивилизованными взрослыми под объективные экономические факторы. Дети умирают от недостатка любви», - считает Рубен Гальего, бывший детдомовец, а ныне букеровский лауреат. Его размышления о причинах трагедии и судьбах целой армии так называемых «детей с трудной судьбой» обнажают одну из острейших проблем нашего времени.
Кыргызстан переживает острейший кризис в социальной и нравственной сфере. Среди распространенных и характерных для нашего времени причин социального сиротства чаще всего указываются низкие зарплаты и безработицу граждан, а также кризис института семьи. И можно ли считать социальными сиротами детей, которых родители оставили в Кыргызстане на попечении малознакомых людей, дальних родственником и престарелых родителей более чем на 2-3 года? Именно мощная волна трудовой миграции в Россию увеличила количество социальных сирот и самым серьезным образом повлияла на институт семьи среди кыргызов. Достаточно почитать криминальную хронику в местных газетах, чтобы понять весь ужас и шок от совершенных детьми в отношении собственных родителей преступлений. Весь Бишкек говорил об убийстве собственным сыном матери из-за денег, которое произошло в начале этого года.
Или вот характерная история, как становятся социальными сиротами при живых родителях при нынешних условиях жизни и падении нравственного воспитания. Эта история рассказана 16-летней Токтоболот кызы Зинагуль на пресс-конференции в информационном агентстве «24»: «Родители развелись, мама вышла замуж за другого мужчину и уехала в Россию на заработки, папа тоже завел новую семью. Нас в семье четверо детей, не считая того, что у каждого из родителей появились и другие дети. Двое моих братишек остались на руках у тёти, мы же со старшей сестрой попали в детский дом».
В государственной программе по реализации прав детей Кыргызстана «Новое поколение» говорится, что, несмотря на проблемы переходного периода, в республике по многим показателям достигнута стабилизация положения детей. В первую очередь, это касается обеспечения доступа к услугам здравоохранения и образования. Например, сокращается младенческая смертность, смертность детей в возрасте до 5 лет, заболеваемость детей рядом инфекционных и паразитарных болезней, а также инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики; сохраняется достаточно высокий уровень школьного образования.
Международные же и некоммерческие организации страны рисуют неоптимистическую картину проблемы. По данным международных организаций Save the children и EveryChild в Кыргызстане из всех сирот более 70% - социальные. Официальных данных на этот счет нет. Известно только лишь, что число детей до 18 лет равно 42% от общего числа населения страны. При этом правительством страны официально признано, что более 52% населения Кыргызстана живут за чертой бедности. И от этой бедности страдают, прежде всего, дети.
В исследовании ЮНЕСКО, посвященном проблеме социального сиротства, сказано, что одна из наиболее болезненных проблем во всем мире - это дети, лишенные семьи, оказавшиеся выброшенными на улицу в результате трудных жизненных обстоятельств. Беспризорные и работающие дети обычно живут в ужасных обстоятельствах и являются жертвами всех видов насилия. Многие из них страдают различными заболеваниями. Многие из них едва ли когда-нибудь ходили в школу или уже в школу не ходят. Если эти дети переживут голод, проституцию, сексуальное насилие, болезни, социальное отчуждение, притеснение полиции, проблемы, связанные с нарушением закона, тюремное заключение, употребление дешёвых разрушительных наркотиков, опасную и низкооплачиваемую работу, включая равносильные рабству домашние работы, они вырастут и превратятся в безграмотных взрослых.
Работающие и беспризорные дети не знают радостей детства и молодости. Они почти всегда не подпадают под государственное финансирование и только организации социальной защиты, религиозные заведения и отдельные лица удовлетворяют их потребности для выживания: пища, крыша над головой, одежда, лечение, правовая помощь, санитарные условия, защита против насилия и всяких нарушений, чинимых именем закона. Еще большую угрозу их будущему представляет проблема отсутствия легкого доступа к школе.
Официально в Кыргызстане существует 62 госучреждения, занимающиеся проблемами сиротства и безнадзорных семей. С каждым годом число таких учреждений растет. По официальным данным на содержание одного воспитанника детского дома государство выделяет 180$ в месяц. На деле же, после выплаты всех административных расходов, на ребенка остается всего 5$. Более 78% от общего числа воспитанников подобных учреждений - это «социальные сироты», имеющие одного или даже обоих родителей. И только 12% детей являются полными сиротами.
В местных средствах массовой информации активно обсуждается последнее исследование ЮНИСЕФ, проведенное в детских учреждениях Кыргызстана, которое выявило множество нарушений прав ребенка. Специалисты зафиксировали несколько видов насилия над детьми, такие как психологическое, моральное, эмоциональное, сексуальное, физическое и др. И это только ничтожное количество выявленных фактов. Так, например, в регионах дети зачастую молчат о подобном, остерегаясь наказания со стороны взрослых. По итогам исследования был выпущен специальный отчет под названием «Судьбы, о которых молчат стены», красноречиво свидетельствующий о реальном положении дел в ряде детских учреждений республики.
Никакое общество не может развиваться без ориентира на будущее, а главным ресурсом, определяющим развитие общества, является человек. Нынешние дети через 10 лет будут представлять основную трудовую силу общества, через 20 лет созидать экономику, а через 30 - определять государственную политику. Так оптимистично написано в государственной программе «Новое поколение - 2010». Так ли это - покажет время. Доживут ли нынешние социальные сироты и остальные дети до полной реализации в действие решений этой правительственной программы?