CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Возвращение поневоле

25 декабря 2008

Возвращение поневоле

Интернет-журнал "Оазис" 24.12.08

Константин Паршин (Душанбе)

10 декабря мэр Москвы Юрий Лужков распорядился вдвое сократить квоту на трудовых мигрантов в российской столице. Это заявление прозвучало после выступления (4 декабря) премьер-министра России Владимира Путина, который в интерактивном телемарафоне высказался о необходимости сокращения квот на трудовые места для иностранцев по всей стране. Путин подчеркнул, что «вопрос о сокращении квот в ситуации, когда тысячам россиян грозит безработица, актуален, несмотря на заверения руководителей предприятий об отсутствии какой-либо конкуренции между иностранными и коренными трудящимися». По оценкам федеральных властей, сейчас в России находится примерно 11 млн. нелегальных иммигрантов; из них более 1 млн. - трудятся в Москве.

По двум российским федеральным телеканалам - «ОРТ» и «РТР» часто показывают сюжеты о милицейских рейдах в Москве и Подмосковье и о массовой депортации гастарбайтеров. Но чаще всего они уезжают сами - работы в российских городах для таджиков становится всё меньше. За последние два месяца в связи с глобальным финансовым кризисом только в Москве было заморожено несколько крупнейших строительных объектов.

Некоторые российские чиновники говорят о том, что мигрантам особо опасаться нечего - россияне вряд ли пойдут на тяжёлую и низкооплачиваемую работу, на которую соглашаются только иностранцы из ближнего зарубежья. Газета «Время Новостей» комментирует ситуацию следующим образом: «Заявления руководителей государства о необходимости сокращать квоты на привлечение гастарбайтеров в следующем году являются по большей части реверансами профсоюзам и «Единой России».

Однако, так называемое «высвобождение работников», вызванное глобальным экономическим кризисом, охватило почти все регионы России. Согласно мониторингу рынка труда в Российской Федерации, с начала октября 2008 года предприятия уволили почти 30 тыс. человек, и ещё сотни тысяч работников находятся в вынужденном отпуске или работают по сокращенному графику. По официальным данным, в России 4,6 млн. безработных.

Лидия Исамова, независимый эксперт из Душанбе считает, что массовые возвращения трудовых мигрантов могут привести к серьёзной социальной напряжённости в Таджикистане. «Сейчас трудно прогнозировать, сколько наших соотечественников вернутся домой в ближайшее время, - говорит Исамова. - Сложно также прогнозировать, сколько граждан отправятся в Россию и Казахстан весной, с началом нового трудового сезона. Среди тех, кто трудится за рубежом - особенно среди мигрантов новой волны - есть квалифицированные и востребованные специалисты, которые могут воспользоваться трудовыми квотами в других государствах ближнего зарубежья - на Украине, в Белоруссии, в странах Балтии».

Более 70% населения Таджикистана проживает в сельских регионах, где людям заняться нечем. Инфраструктуру после гражданской войны никто не восстанавливал, а земельная реформа, начатая в середине 1990-х, завершилась провалом. Бывшие колхозы и совхозы раздробили на тысячи мелких частных хозяйств, которые сейчас больше похожи на домашние огороды, чем на серьёзные сельскохозяйственные предприятия. В большинстве аграрных регионов страны местные власти по указке сверху до сих пор заставляют фермеров выращивать только хлопок - культуру, давно ставшую убыточной. К 2008 году общий объём долгов частных фермеров перед фьючерсными компаниями составил $500 млн. Специалисты международных финансовых институтов, которые до недавнего времени пытались помочь правительству решить проблему фермерских долгов, в своих отчётах говорят о том, что именно положение на селе является главной причиной массовой безработицы и трудовой миграции.

У правительства вряд ли найдутся средства и возможности обеспечить работой вернувшихся из России. Министерство труда и социальной защиты признаёт, что в состоянии трудовой миграции находятся не менее 800 тыс. таджикистанцев. Международные организации, аккредитованные в Таджикистане, дают другую цифру - более 1 миллиона. Более или менее точная статистика имеется только по объёмам денежных переводов трудовых мигрантов. В 2007 году общая сумма переводов только через банки Таджикистана составила $1,8 млрд., а за 9 месяцев 2008 года - $2,1 млрд. Можно представить, сколько наличных денег и товаров привозят с собой в страну гастарбайтеры. Национальный бюджет Таджикистана в 2007 году был меньше $700 млн., и денежные вливания мигрантов были настоящим спасением для экономики страны.

В октябре представители Всемирного банка (ВБ) в Таджикистане озвучили прогноз о том, что в 2009 году общий объём денежных переводов от таджикистанских мигрантов составит примерно $2,5 млрд. Однако, этот прогноз прозвучал ещё до недавних заявлений российских руководителей о сокращении трудовых квот. По сообщению информационного агентства Азия Плюс, в ноябре объёмы частных переводов через основные коммерческие банки Таджикистана сократились на 15-25%.

Вот ещё печальная статистика - совершенно официальная: около 400 таджикистанских мигрантов ежегодно гибнут в России по разным причинам - от несоблюдения техники безопасности на строительстве до местных разборок и полицейского произвола.

В крупных российских городах легально действуют этнические общины и центры поддержки трудовых мигрантов, которые стараются помочь соотечественникам, оказавшимся на чужбине, в нелёгких условиях. Но власти Таджикистана не могут или не желают создавать условия для возвращения соотечественников - уже несколько лет в рейтингах «Doing Business Report» страна занимает последние места.

Международные финансовые организации, аккредитованные в Таджикистане, считают, что правительству в ближайшей перспективе будет очень сложно привлечь инвестиции, столь необходимые для восстановления инфраструктуры и строительства новых объектов. Новые кредиты Таджикистану тоже «не светят» - внешний долг страны превысил $1,5 млрд.; в национальной казне запасов практически нет, и МВФ настоятельно рекомендует правительству не влезать в новые долги.

Эксперты отмечают ещё одну тревожную тенденцию в таджикском обществе - массовую религиозную промывку мозгов. Странная пропаганда ведётся на всех уровнях, особенно среди молодёжи. Время от времени органы национальной безопасности конфискуют видео - и аудиопродукцию у продавцов на рынках. Часть этих фильмов и проповедей, поступающих из Ближнего Востока и Ирана, - просто исламистские страшилки о Судном Дне и необходимости стремиться к благочестию в земной жизни. Но другие материалы - не что иное, как открытые призывы к свержению светской власти и установлению шариатского порядка.

В Таджикистане растёт популярность духовных лидеров, чьи проповеди, по мнению некоторых наблюдателей, угрожают национальной безопасности, и с которыми власти справиться не могут. Одним из них является, например, Эшони Нурриддин, имам хатиб одной из мечетей в пригороде Душанбе. Родным братом проповедника является Ходжиакбар Тураджонзода, который в начале 1990-х занимал должность главного духовного лидера страны (Кази Калон). В новейшую историю Таджикистана Тураджонзода вошёл как активный участник гражданской войны, которая началась с «февральских событий» в 1990 году и закончилась не в 1997-м, после подписания Мирного соглашения между правительством и оппозицией, а летом 2001 года (после разгрома последних вооружённых формирований Объединённой исламской оппозиции). В настоящее время Тураджонзода носит цивильный костюм с галстуком, является членом парламента Таджикистана и занимается предпринимательством.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяИстория одного опроса
Следующая статьяОтсель грозить мы будем: