CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Оппозиционеры стали революционерами: Казахстан. Деловая Неделя.

27 июня 2009

Оппозиционеры стали революционерами

26 июня 2009г. ? 25 (853), Казахстан. Деловая Неделя

Майсур ХАБАРОВ

Власти Ирана решили, что Ахмадинежад все равно победил, но демонстранты с ними не согласны

Столкновения сторонников Мир Хосейна Мусави и спикера Мехди Карруби с полицией и добровольцами из ополчения «Басидж», начавшиеся сразу после объявления результатов президентских выборов 13 июня, продолжаются уже вторую неделю. В связи с этим в понедельник было решено, что все митинги теперь будут подавляться Корпусом стражей исламской революции (КСИР), который до последнего момента оставался в тени. Кроме того, некоторые иранские политики уже призывают отдать Мусави под суд за разжигание действий, которые «ставят под удар национальную безопасность». Одновременно Совет стражей, контролирующий парламент, который должен определить необходимость пересчета голосов, признал, что на выборах действительно были нарушения, но на их итоги это не повлияет - победа все равно за Ахмадинежадом.

«Зеленое море» снова хлынуло в Тегеран

Не успели западные СМИ сообщить о наступающем в Иране спаде волны протестов и постепенном восстановлении затишья, как в минувшую субботу волнения и их насильственное подавление возобновились с новой силой. На этот раз противников Ахмадинежада подзадорила выйти на митинги, которые уже стали приобретать характер острого гражданского противостояния, проповедь духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи во время пятничной молитвы, в которой он потребовал прекратить все уличные выступления сторонников Мусави и Карруби и возложил ответственность за возможные жертвы на лидеров оппозиции. Это заявление высшего официального лица Ирана многие наблюдатели восприняли как подготовку к силовому разрешению кризиса.

К 10 часам вечера прошлой пятницы в Тегеране снова были слышны призывы оппозиционеров: «Аллаху Акбар!» и «Смерть диктатору!». Кричали с крыш во время очередной демонстрации куда громче и смелее, чем во все предыдущие дни. На следующий день, по свидетельствам очевидцев, демонстранты, помимо традиционных выкриков, став скандировать лозунги «Смерть Хаменеи!» и «Я убью того, кто убил моего брата!» (последняя фраза служила лозунгом в ходе исламской революции 1979 года), попытались устроить митинг на площади Революции. В демонстрации принял участие и Мир Хосейн Мусави, до этого призывавший людей успокоиться. Кроме тегеранцев, протестовали жители Шираза и Исфахана.

Как пишут западные СМИ, во всех городах подавление митингующих шло примерно по одному сценарию: полицейские и «басиджи» насильственно разделяли демонстрантов на небольшие группы, после чего громили их. В итоге демонстрации переросли в уличные бои. Против водяных пушек и слезоточивого газа полицейских демонстранты применяли камни с мостовой, в некоторых случаях - «коктейли Молотова». Им даже удалось поджечь штаб-квартиру сторонников действующего президента Махмуда Ахмадинежада. В свою очередь государственное телевидение Ирана сообщает, что манифестанты били окна банков и подожгли несколько автобусов и даже мечеть в центре Тегерана, в результате чего, по некоторым данным, погибли три человека. Вскоре стало известно и о кровавых столкновениях в городе Шираз. Как пишет местная пресса, в отличие от полиции (армия по-прежнему стояла в стороне) «басиджи», ведя себя агрессивнее, чем раньше, открывали огонь не только в небо, но и в демонстрантов. Так, в Сети появилось видео, на которой один из добровольцев убил девушку по имени Неда Солтани, стоявшую рядом со своим отцом на улице, не принимая участия в демонстрации. Она умерла на месте, ее глаза - открытые и полные ужаса - успел снять на видео случайный прохожий. Теперь Неда, как пишут иранские СМИ, стала символом - у оппозиционного движения появилась своя мученица, а в Иране таким вещам придают особое значение.

20 июня по правительственным СМИ Ирана прошла информация о теракте: смертник взорвал себя у мавзолея основателя Исламской республики аятоллы Хомейни, на юге иранской столицы. В результате, кроме него, погиб еще один человек и 8 ранено. В течение двух дней жертвами столкновений стали от 13 до 19 человек (ряд западных агентств приводят и более высокие цифры, оппозиция же заявляет о гибели 150 человек, но в целом, то есть с начала демонстраций) и около 100 ранены. Многие раненые демонстранты оказались отрезаны от медицинской помощи. Власти заранее распространили в городских больницах указание, что после оказания первой помощи всех пациентов с огнестрельными ранениями отправлять в «военные госпиталя» за городом, в которых, скорее всего, их ожидает немедленный арест. Но когда врачи постарались обойти этот указ, во все больницы были направлены «басиджи», которые стали переписывать имена поступивших прямо в приемном покое.

За все время противостояния были арестованы более 450 человек. Среди них и пятеро членов семьи экс-президента Ирана Али Акбара Хашеми-Рафсанджани, включая его старшую дочь 46-летнюю Фаезе Хашеми, выступавшую на одном из митингов оппозиции. Как утверждают представители иранской службы безопасности, они были задержаны ради «защиты от террористических действий бунтовщиков». Задержанных направили в расположение ближайшей военной базы и держали там, пока не стихли беспорядки, что, по данным агентства, означает, что в настоящее время они уже отпущены. Однако официальное подтверждение этому все еще не поступало.

Как отмечают местные СМИ, сам Рафсанджани, несмотря на то что никогда не скрывал своей неприязни к действующему президенту Махмуду Ахмадинежаду, не сделал ни одного публичного заявления с начала выступлений оппозиции. Однако верховный руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи в обращении к нации 19 июня упомянул о своем возможном закулисном противнике как об одном из творцов Исламской революции, при этом признал, что у него и Рафсанджани есть «немало расхождений». После таких высказываний западные политологи стали полагать, что за поствыборным кризисом в Иране может стоять влиятельное духовное лицо, вроде Рафсанджани, который, имея властный ресурс, поддерживает оппозицию.

А нынешний президент Махмуд Ахмадинежад и его соперник на выборах оппозиционер Мир Хосейн Мусави являются всего лишь политическими «делегатами» соревнующихся религиозных элит, расхождения между которыми становятся все глубже. Ведь не случайно в Интернете появились сообщения о расколе в специальном государственном органе власти Исламской Республики - совете экспертов, который якобы обсуждает вопрос о смещении аятоллы Хаменеи и ликвидации самого занимаемого им поста рахбара (верховного духовного лидера). По неподтвержденным данным, это предложение Рафсанджани, который, кстати, является его председателем, получило поддержку 40 из 86 муджтахидов (членов) совета экспертов. Так или иначе, многие обозреватели уверены, что идея Рафсанджани об отставке рахбара неосуществима по двум причинам. Во-первых, другой специальный надпарламентский орган власти в Иране - Совет стражей конституции имеет право наложить вето на любого кандидата в члены совета. Во-вторых, еще потому, что его председателя аятоллу Ахмада Джаннати часто рассматривают как духовного покровителя Ахмадинежада и сторонника Хаменеи.

Информационное столкновение

Понять, что в действительности происходит в стране, стало еще сложнее. Власти запретили иностранным журналистам проводить съемку протестов, 24 репортера арестованы, двое высланы из страны. Так, в течение одного дня покинул Иран корреспондент BBC Джон Лейн, которого местные власти обвинили в распространении сфабрикованных репортажей, поддержке бунтовщиков и попрании прав иранской нации. Представители британской телерадиокорпорации подтвердили отъезд журналиста. Но офис в Тегеране, по их словам, продолжит работу.

Как заявил представитель МИД Хасан Кашкави, который, кстати, в свое время являлся послом Ирана в Казахстане, такие иностранные СМИ, как «Голос Америки» и BBC, являются государственными и, следовательно, становятся инструментами дипломатии своих стран. «Эти службы преследуют две цели - создавать и подогревать межэтнические противоречия и способствовать дезинтеграции Ирана», - добавил он. Британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд отверг обвинения Ирана в том, что зарубежные государства провоцировали беспорядки в Иране. По его словам, попытка главы иранского МИДа Манушера Моттаки превратить внутрииранский спор о результатах выборов в противостояние Ирана с другими государствами, в частности, с Великобританией, не имеет под собой никаких оснований.

Кроме того, внутри страны глушат спутниковые телеканалы на фарси: до последнего работал фарсиязычный «Голос Америки», но 20 июня отрезали и его. Блокировка Интернета и регулярные отключения мобильной связи продолжаются. Впрочем, иранские блогеры при помощи Twitter (социальная сеть, представляющая из себя систему микроблогов, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя SMS, службы мгновенных сообщений или сторонние программы-клиенты) под страхом наказания продолжают выкладывать в Интернете фотографии и видеосъемки с места событий.

Так, одна из девушек, собиравшихся на демонстрацию в минувшую субботу, сделала в своем блоге проникновенную запись, разлетевшуюся по всему иранскому Интернету. «Завтра я пойду на демонстрацию. Возможно, там прольется кровь. Возможно, я буду одной из тех, кого там убьют... - было написано в блоге. - Я пишу эти бессвязные фразы для будущих поколений... Чтобы они знали, что мы делали все, что могли, чтоб у них было будущее...» Спустя день в Интернете появилась еще одна запись этой девушки. Она говорит, что выжила, но ее сестра погибла. По ее словам, сестра, которая имела «великие мечты», умерла достойной смертью на руках их отца.

Между тем государственное ТВ в самые жаркие моменты столкновений, как отмечают западные журналисты, показывало популярные комедии. Но в прошлое воскресенье оно стало показывать зрителям горящий Тегеран и масштабы его разрушений, заявляя при этом, что это все - дело рук «террористов». В новостях стали крутить кадры, на которых оппозиционеры набрасываются на полицейских или «басиджей», а также интервью с главой полиции, уверяющим, что все вот-вот возьмут под контроль. Перед камерами сажают арестованных молодых людей, говорящих, что они вышли на улицу просто похулиганить либо под воздействием наркотиков и так далее. На телевидении также выступают те из религиозных авторитетов, которые поддерживают Ахмадинежада. Кроме того, в эфире показывали людей, критически настроенных по отношению к оппозиционерам. «Мы все должны слушать нашего лидера (Хаменеи) и сохранять спокойствие, иначе наши враги (Запад) будут счастливы», - сказала в эфире женщина около сорока лет, чье имя не было названо.

Последний бой оппозиции

Тем временем совет стражей исламской революции признал, что фальсификация результатов выборов действительно имела место. Представитель совета заявил в понедельник в интервью иранскому государственному телеканалу IRIB, что под подозрение попали до трех миллионов голосов. По его словам, проведенная проверка показала, что в 50 округах - а эта седьмая часть всех избирательных участков - число поданных бюллетеней превысило число граждан, обладающих правом голоса. Тем не менее власти не намерены аннулировать результаты выборов, утверждая, что эти 3 миллиона все равно не изменили бы результат, так как разница между Ахмадинежадом и Мусави в числе поданных за них голосов составила, по официальным данным, 11 миллионов. Возможно, такое решение связано с тем, что в минувшую субботу Мусави и другой кандидат в президенты от реформистов Мехди Карруби отказались встречаться с представителями наблюдательного совета для обсуждения претензий оппозиции относительно нарушений в ходе выборов.

Сторонников Мусави это не убеждает. К вечеру 21 июня в борьбу включились города Иранского Курдистана - Керманшах, Санандадж, Мариван. И, несмотря на все более грозные предостережения властей, а также предупреждения корпуса стражей исламской революции о намерении прибегнуть «к жестким методам против участников демонстраций оппозиции», в понедельник недовольные вновь вышли на улицы Тегерана. На площади сторонники реформистов собрались на траурную церемонию в честь девушки Неды Солтани. По сообщениям, переданным в интернет участниками и очевидцами произошедших событий в центре Тегерана, полиция разогнала собравшихся слезоточивым газом и выстрелами в воздух. Разгоном демонстрации занимались несколько сотен полицейских, а также военные КСИР, контролируемый лично верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.

Кроме того, в понедельник глава парламентского правового комитета Али Шахрохи заявил, что завершена подготовка к юридическому преследованию побежденного президентского кандидата Мир Хосейна Мусави, которого власти обвиняют в действиях против национальной безопасности посредством призывов к уличным протестам. «Призывы Мусави к нелегальным протестам и публикация провокационных заявлений явились источником нынешних волнений в Иране... Такие преступные действия натолкнутся на твердый ответ. Основания для юридического преследования Мусави уже подготовлены», - заявил он.

dn.kz

Предыдущая статьяТележурналисты Центральной Азии приглашаются на международные конкурсы | Кыргызское национальное информационное агентство КАБАР
Следующая статьяКитай берет ШОС под свою опеку : Казахстан. Деловая Неделя.