Б.Риоев: Таджикская школа - рассадник мракобесия
08:23 22.09.2009, ЦентрАзия
Таджикская школа - рассадник террора
Что такое базовое школьное образование для государства? Какие цели преследует страна, утверждая твердые, нерушимые основы нормативов базовой грамотности? Что должен знать человек, достигший шестнадцатилетнего возраста, о своей стране, о народе, о принципах и гарантиях существования в демократическом обществе? Может ли принятая двадцать лет назад комплексная модель дисциплин соответствовать сегодняшнему дню? Эти вопросы не сходят с повестки дня министерства народного образования Республики Таджикистан. Не сходят, потому, что принятая система и формируемые ею ценности, давно устарели и на практике выглядят более чем убого.
К сожалению, образование в стране и методы формирования ее базовой части не более чем отдельная статья дохода для руководства этой бедной, погрязшей в иностранных займах республике. Правительство рассматривает среднее образование как объекты, имеются в виду школы, нуждающиеся в ремонте и комплектации новейшим оборудованием, но только с точки зрения пресловутого "отката". Может именно поэтому, каждый тендер, касающийся строительства, капитального или текущего ремонта более чем трех тысяч средних школ республики, много лет подряд выигрывают одни и те же компании.
Развитие сферы образования в Республике Таджикистан - это исключительно строительство и реконструкция школ, покупка для них новых компьютеров и оборудования для классов. По результатам изучения, проведенного НПО "Фонд поддержки гражданских инициатив", процент так называемого отката в стране составляет до 40 процентов. Это означает, что компьютер, рыночная цена которого составляет 400 долларов США, покупается "школьным" министерством по цене 700-750 долларов. "Переплаченные" бюджетные средства попадают, не без прохождения сквозь сито многочисленных бюрократических инстанций, лично в карман президента Эмомали Рахмона. Международные инвестиции, выбиваемые продажным Рахмоном, а также государственные сборы на школьное образование, повешенное на шею каждому таджикскому предпринимателю в виде отдельных отчислений с доходов, уходят неизвестно куда. Неизвестно, потому, что таджикская общественность, действительно не знает в какой именно швейцарский или оффшорный или, в какой-нибудь другой облюбованный семьей президента Рахмона, банк уходят проценты от государственных инвестиций в развитие школьного образования Таджикистана. Теперь о главном. Что может дать школа, которую строили только лишь за тем, чтобы выплатить откат "главному", своим воспитанникам. Чему школьники, работающие за устаревшими, но числящимися в инвентаре, как суперсовременная оргтехника компьютерами, могут научиться сами и учить впоследствии других? Напичканные тренажерами классы по физической культуре, на деле состоящие из большого, не отапливаемого зала с натянутой на двухметровой высоте железной трубе, способны внедрить школьникам реальные представления об "инвестировании в школу". Но они никак не смогут воспитать будущих победителей олимпиад.
В результате такого подхода формируется главная и, к несчастью, играющая критическую роль вакуумная составляющая идеологического воспитания таджикской молодежи. Таджикская школа, призванная не дать развиться главным и естественным стремлениям человеческой сущности - жить в достатке, не выполняя возложенной на нее функции, становится цитаделью воспитания реакционно-настроенных низов. Еще не сформировавшаяся молодежь, благодаря наплевательскому отношению школьных наставников, превращается в массу подверженных радикальным идеям головотяпов. Именно идеологический вакуум, формирующийся из бездарности и лености школьных наставников, в свою очередь, не желающих жить и работать на нищенскую зарплату, создает благоприятное поле для развития в Таджикистане идей крайнего экстремизма и терроризма.
Масштабы беды настолько велики, что говорить о чьей-либо ответственности поздно. Необходим пересмотр всей системы, всех идеологических рычагов, появившихся в стране с 1992 года с подачи буйного воображения бывшего колхозника. Нужны годы и, к сожалению, жестокие репрессии, чтобы очистить идеологическое поле республики от экстремистских идей и вернуть его в нормальное демократическое правовое поле. Руководствующий ныне режим, по своему крайне недалекому недосмотру, "проспавший" критический уровень "брожения" в обществе, исправить ситуацию не способен. Он сам создал хор, который в самом недалеком будущем споет ему заупокойную. Бигоджал Риоев
Источник - ЦентрАзия