Кazworld.info: Свои люди. Человеческий фактор в казахстанской политике
19:18 21.09.2009, ЦентрАзия
Если блуждающий в сети беспечный серфер случайно попадет на сайт Демократической партии Казахстана "Азат", он, наверное, испытает чувства, схожие с теми, которые возникли у археологов, открывших развалины городов майя на Юкатане. Когда был создан этот сайт? Кто были его создатели? Каким богам поклонялись? Что вынудило их внезапно оставить его? Со смесью почтения к старине и легкой скуки он будет разглядывать содержание рубрики "Актуальная тема", содержащей три заявления партии о росте цен в октябре позапрошлого года, а также перепечатки двух статей - из "Экономиста" и "Эксперта Казахстан" за октябрь и декабрь 2007 года. В рубрике "Фотогалерея" он обнаружит три фотографии, на одной - демонстрация в феврале 2006 года, на второй, как видно из подписи под ней, - "сопредседатель "Настоящего Ак Жола" Ораз Жандосов, экс-президент США Билл Клинтон и кандидат в президенты Жармахан Туякбай. Сентябрь 2005 г.". На третьей - те же сопредседатель и кандидат, но уже в компании сенатора МакКейна. Забавно, что Клинтон обозначен как экс-президент, хотя в США к президентам приставку "экс" добавлять не принято. И партии "Настоящий Ак Жол" больше нет, и Ораз Джандосов давно уже выступает в роли независимого экономиста, но звание сопредседателя "Настоящего Ак Жола" ему, похоже, суждено носить вечно. Сопредседатели бывшими не бывают.
Время от времени на сайт заходят соратники, единомышленники и просто однопартийцы. Они участвуют в виртуальном опросе с интригующим названием "Поддерживаете ли вы весенний призыв партии АЗАТ?" Кого, куда и для чего звала партия этой ли весной, прошлогодней ли - уже не узнать, но поддержать весенний зов можно и сегодня, накануне наступления осени. В опросе уже приняли участие около 180 человек.
Профессиональный политолог в поисках информации на этот сайт заглянет редко, разве что для того, чтобы пролистать полное собрание ответов на вопросы в шести томах Тулегена Жукеева. Генеральный секретарь "Азата" известен тем, что он является политическим оппонентом как власти, так и коммунистов.
Порой он дискутирует одновременно с лидерами коммунистов, социал-демократов и партии "Алга". Полемика ведется жесткая, как и положено между соратниками по борьбе за демократию. Вот как он прокомментировал в конце июня этого года попытки реанимировать блок "За справедливый Казахстан":
"На предложение об объединении в одну партию, в противовес выдумывается какой-то блок-народовластие. На продолжение настойчивых усилий по консолидации партий, видя, что блок-народовластие "мертворожденное дитя", вытаскивается из нафталина усопший - "ЗСК" и говорят, смотрите, что мы придумали после долгих умонапряжений и ценного совета издалека. Вместо дела - обман и лицемерие". А председатель "навечно временного" координационного совета "Алги" не только искажает, но полностью перевирает нашу позицию".
Вот что сказано им в адрес лидера ОСДП: "Для того чтобы угодить всем, в том числе откровенным мракобесам, неисправимым "совкам", даже противникам независимой государственности, выливается такой "поток сознания", что он полностью дискредитирует, изображает часть оппозиции, как интеллектуальных дебилов, беспринципных политиканов и силы антинационального характера".
А лидер ОСДП Жармахан Туякбай является сторонником не колхозной, а кооперативной формы оппонирования власти. Он уверен в том, что оппозиции нужна не одна общая партия, а блок: "Между тем, в последние три года демократическая оппозиция страны сосредоточилась на процессах партстроительства. Как следствие, добившись регистрации двух оппозиционных партий - ОСДП и "Азат" - мы сумели в сложных условиях укрепить инфраструктуру политического инакомыслия. Но, с другой стороны, такое увлечение сугубо организационными вопросами неизбежно привело к ослаблению идеологической составляющей - а ведь именно в ней заложен потенциал нашего единства".
Казалось бы, пусть себе будет идеологическое единство, зачем же его обязательно организационным дополнять? Ведь инфраструктура политического инакомыслия в стране крепнет и развивается быстрее, чем транспортная или жилищно-коммунальная. Оказывается, единства требует ситуация. "В сегодняшних условиях такой разрыв недопустим, - заявил Жармахан Туякбай на общем собрании ЗСК в начале августа. - Ситуация в стране требует от нас окончательно утвердить в лице ЗСК такую организацию, которая подразумевала бы естественную и нерушимую связь между формой и содержанием. Связь между организационной консолидацией и нашей концептуальной идейной общностью, выражающейся в категорическом неприятии существующей системы власти. И если это неприятие еще вчера сроднило партии "Алга!", "Азат", КПК, ОСДП, то что мешает нам сегодня, в момент истины для нашей страны, громко заявить об этой гражданской позиции?!"
О том, что мешает, за последние годы было написано и сказано столько, что уже, наверное, на факультетах политологии и философии можно открывать специальные кафедры - объединения оппозиции. Актуальность проблемы для диссертантов гарантирована на ближайшие десятилетия. Сегодня для нас интереснее другое - что это за ситуация и условия, которые требуют единства? И что даст это единство в практическом плане? Категорическое неприятие существующей системы власти должно стать еще более категоричным? Или даже стать категорическим императивом?
В Казахстане, как и в любом новом независимом государстве с неразвитыми политическими институтами, система сдержек и противовесов создается на персональном уровне. На нем же развивается и политическая конкуренция. Именно человеческий фактор формирует из людей с различными симпатиями, интересами и целями единую, согласованно действующую группу. У ситуации и условий, которые требуют объединения, есть имена. Это Мухтар Аблязов, спонсор "Алги". Это Мухтар Джакишев, друг Аблязова и его партнер по бизнесу (как считает следствие, преимущественно криминальному). Он топ-менеджер и профессионал, поэтому априори не может быть виновным - такова логика многочисленных заявлений со стороны всех оппозиционных партий и блоков.
Виноват ли Мухтар Джакишев, и в чем именно он виноват - это вопрос отдельный. Заявить, что процесс по его делу носит политический характер - значит, подчеркнуть значимость поста, который он занимал - глава одной из крупнейших нацкомпаний. Мухтар Джакишев не занимался политикой - откуда же политическая окраска процесса? Он прежде был компаньоном Рахата Алиева, но пусть тот бизнесмен или чиновник, кто не имел с Алиевым никаких дел, первым бросит в него камень.
Но Комитет национальной безопасности вынужден оправдываться, делая публичные заявления о том, что он "решительно отвергает какую-либо политическую подоплеку в возбуждении данного уголовного дела". Что "распространяемые через СМИ утверждения о том, что увольнение с должности президента НАК "Казатомпром" господина Джакишева М.Е, а в последующем его арест являются неким политическим заказом, преследованием его за какие-то старые связи с Рахатом Алиевым и Мухтаром Аблязовым абсолютно беспочвенны".
Еще одна ситуация, объединяющая оппозицию - главный редактор газеты "Алма-Ата инфо" Рамазан Есергепов, недавно осужденный за незаконное приобретение и распространение секретной информации. Активисты партии "Алга" во вторник провели акцию в поддержку Есергепова. В частности, они передали в ДКНБ ЮКО письмо на имя председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева. В письмах говорится, что граждане страны считают, что уголовное дело и полученный срок (3 года лишения свободы) редактором одной из газет являются сведением счетов руководства областного ДКНБ с непокорным журналистом и расправой над свободой слова в Казахстане.
Для казахстанской оппозиции слова "демократический", "независимый", "оппозиционный" выполняют функцию маркеров и опознавательных сигналов для распознавания "своих" в контексте групповых установок и интерпретации коммуникативных посланий на основе единого группового кода. Но внутри этой группы взаимные обвинения в отсутствии демократичности, независимости и оппозиционности являются обязательным элементом политического дискурса. Едва ли не половина внутригрупповых коммуникативных актов - это банальные оскорбления в продажности, сотрудничестве с властями, бонапартизме и умственной неполноценности. Тем удивительней выглядит сплоченность и солидарность, проявляемая ОСДП, "Азатом" и "Алгой" в защите Мухтара Джакишева и Рамазана Есергепова.
Кампания в поддержку Рамазана Есергепова велась под лозунгом "журналист осужден за исполнение своего профессионального долга". Профессиональный долг Есергепов видел в публикации на страницах принадлежащей ему газеты "Алма-Ата ИНФО" служебных документов, похищенных из ДКНБ по Жамбылской области. Касались эти документы расследования в отношении известного предпринимателя Султана Махмадова, который, по данным КНБ, "на протяжении длительного времени занимался незаконным производством и реализацией этилового спирта". В результате противозаконной деятельности ежегодный теневой оборот составлял многомиллиардные суммы.
Перед лицом угрозы давно назревшего уголовного дела махмадовцы, по установившейся в Казахстане "доброй традиции", попытались сначала скомпрометировать следствие. Подкупили одного из сотрудников Жамбылского КНБ и получили от него секретные документы о ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Материалы эти за немалую мзду Махмадов поручил опубликовать знатному специалисту по "громким разоблачениям" Есергепову. И в нарушение закона "О средствах массовой информации" тот разместил эти секретные документы на страницах своей газеты и редакционного сайта с комментариями о злонамеренных кознях чекистов против милейшего спиртовика.
Казалось бы, коктейль из неучтенной водки, коррупции и газеты, отрабатывающей заказ олигарха областного масштаба, бесперспективен с точки зрения демократических свобод или народных интересов. Но если подать правильный знак - в данном случае это "свобода слова" - то можно сплотить, пусть на время, непримиримых противников из "Азата" и "Алги". В итоге трудно даже сказать, кто кого использовал - "водочный король" "демократическую общественность" или же общественность короля?
Жаксыбека Кулекеева с его анекдотичным пакетом с долларами они так не поддерживали. Арест и следствие по делу Анатолия Рябцева, такого же бесспорного профессионала, как и Мухтар Джакишев, они не заметили вообще. На чистку руководства Министерства экологии тоже внимания не обратили.
Генсек "Азата" Тулеген Жукеев пишет: "Резюмируя, следует констатировать, что необходимо разобраться и определиться в базовых, содержательных основах нашего оппозиционного бытия, ясно сформулировать программную платформу, однозначно структурироваться в сильную единую партию, наметить ближайшие конкретные планы и приступить к практической реализации поставленной цели".
Спору нет, разбираться и определяться полезно и никогда не поздно. Но только цели и задачи не сплачивают борцов с тоталитаризмом. Их сплачивают люди. Не всякие, впрочем, а только свои люди.
18.09.2009 /
Источник - kazworld.info