Стоит ли выделки овчинка?
10.11.09 13:40, UzNews.net
Uznews.net - Несмотря на то, что план по хлопку выполнен, хлопкоробы все еще гнут свои спины на полях. И это притом, что даже по официальной статистике для сельского населения Узбекистана эта культура кроме хлопот и мучений ничего не приносит.
«Этот замечательный успех (3,4 млн. тонн сданного государству хлопка) является результатом самоотверженного труда», - отмечается в ежегодных поздравлениях президента Ислама Каримова, адресованного хлопкоробам и всем трудящимся республики. То есть, как назло ежегодно хлопковая страда оказывается «особенно нелегкой для хлопкоробов».
Так, выращиванию этой культуры противятся погодные условия: то воды нет, как в 2008 году, то ее наоборот слишком много, как весной 2009 года, и так каждый год. «Сельхозвредители и заболевания также не дремлют», - предупреждает национальное информационное агентство УзА. И действительно, фермерский труд иначе, как самоотверженным, не назовешь.
«Даже теоретически, чистая прибыль с гектара хлопчатника за целый год тяжелого труда должна равняться всего 250-387 тысячам сумов (от $ 167 до 258 по официальному курсу). А на практике, многие фермеры едва сводят концы с концами», - утверждает на условии анонимности ученый из Самарканда.
«Мы и не рассчитываем получить прибыль с хлопка. Мы выживаем за счёт маша, который нам разрешают сеять при условии, что часть полей мы отдадим под хлопок», - говорит фермер из Куйичирчикского района Ташкентской области.
При этом, давно уже всемирную известность получила самоотверженность узбекской детворы, привлекаемой к сбору хлопка, которая трудится на полях и теперь - даже после официального объявления о выполнении годового плана.
Самоотверженно население Узбекистана отдает хлопку 37,8 % пахотных земель: по данным Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана, под хлопчатник в этом году было засеяно 1344,5 тыс. га земли.
Для сравнения, зерновые культуры (пшеница, рис, и другие) занимают 44,9 %, картофель, овощи и бахчевые, вместе взятые, - 7,3 %. Почти столько же (7,9 %) занимают кормовые культуры, необходимые для выращивания скота.
Согласно ЮНКТАД (Конференции ООН по Торговле и Развитию), Узбекистан, занимая пятое место в мире по производству хлопка, стабильно является вторым экспортером после США, покрывая 10 % мировой торговли хлопком. Зато, в списках мировых потребителей хлопка Узбекистан, по прогнозу этой организации, не упоминается аж до 2013 года.
И это притом, что, начиная с 1995 года, в текстильную отрасль страны привлечены иностранные инвестиции в объеме более $1 млрд., создано 50 совместных предприятий.
Ежегодно Узбекистан производит более 1 млн. тонн волокна, из которых порядка 80 % сразу же продается за границу. Хлопок является второй статьей экспорта республики: в 2008 году он составил 9,2 % всего экспорта, и государство, монопольный продавец хлопка, заработало на нем 1 млрд. 64,7 млн. долларов. В первом полугодии 2009 года экспорт хлопка вырос до 9,6 %.
Из официальной статистики сложно понять, что конкретно Государство импортирует для хлопкоробов, то есть, для большинства населения Узбекистана в обмен на самоотверженно выращенный хлопок. Может быть, на эти деньги в Ташкенте построили Дворец Форумов, или на эти же средства строят теперь Академию футбола «Бунедкор»?
Уже который год правительство ожидает увеличение внутреннего потребления хлопка-волокна до 30 %. По данным Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли (МВСИТ), потребление хлопка-волокна на внутреннем рынке в 2007-2008 гг. составило порядка 280 тыс. тонн, то есть, чуть больше 20 % произведенного волокна.
В 2008 году наша легкая промышленность произвела 1174,2 тысяч тонн волокна, что на 4,4 % больше, чем в 2007 году. Но тканей было произведено на 27,5 % меньше, чем в 2007 году: всего 114,1 млн. кв. м., то есть, по 4 метра на человека.
В «колониальные» советские времена, когда Узбекистан был «сырьевым придатком России», как любят повторять идеологи Независимости, в республике производилось тканей вдвое больше.
В первом полугодии 2009 года производство тканей упало еще на 31,2 %, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года: было выткано всего 46,6 млн. кв. м - меньше, чем, по данным Большой Советской энциклопедии, один Ташкентский текстильный комбинат ткал за такой же период во время Великой Отечественной войны.
В 2008 году трикотажных изделий было произведено чуть больше 29 млн. штук, то есть, по одной майке или по одной паре трусов на человека. Получается, что на каждого жителя приходится либо майка, либо трусы - полного комплекта нижнего белья из отечественного трикотажа не составишь. В этом году падение, по сравнению с прошлым годом, составило 18,8 %.
А как же трикотаж, который в больших количествах продается в фирменных магазинчиках СП? Как пояснили продавцы, трикотаж действительно шьется в Узбекистане на совместных фабриках, но из полотна, завезенного из Турции!
Как ни странно, в Ташкенте, столице мирового производителя и продавца хлопка, изделий из узбекского хлопка, практически, не продается, за исключением нескольких полочек в ЦУМе и нескольких лотков на базаре «Ипподром». При этом, ассортимент очень скудный: в ЦУМе выставлено несколько видов бязи и бекасама, «а ситец сейчас не выпускается», как пояснил продавец.
Зато, импортными хлопчатобумажными изделиями завалены все бутики в центре города, где мужские рубашки стоят от 80 тысяч, а детские вещи - от 50 тысяч сумов. Можно, конечно, купить там же какую-нибудь вещь и за 25 тысяч, но на распродажах в конце сезона.
Вот и получается, что население Узбекистана, практически, задарма гнущее спину и жертвующее своим здоровьем и временем на сборе хлопка, не имеет возможности носить одежду из своего же хлопка, а вынуждено одеваться в завозную синтетику низкого качества.
Цены на импортные вещи растут галопирующими темпами, но одежду местного производства не купишь в ассортименте, ввиду его отсутствия. И это несмотря на производимое в стране сырье в достаточных количествах и ежегодно объявляемую кампанию в защиту местного производителя:
Uznews.net