Посидели, поглазели...
? 21 (113) Ноябрь 2009, Интернет-журнал "Оазис"
Абдулло Назаров, независимый эксперт
Сегодня все мировое сообщество серьезно обеспокоено нарастающим распространением на территории не только отдельных государств, но и целых регионов международного терроризма и иных проявлений экстремизма, незаконного оборота наркотиков, оружия, торговли людьми, других опасных видов преступлений. Воздействие транснациональной организованной преступности на национальную экономику, международные отношения, стабильность, безопасность и мир приобретает характер глобальной опасности, представляя угрозу каждой отдельной стране и всему мировому сообществу.
С появлением в центре евразийского континента пяти новых независимых государств - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, - Центральная Азия стала представлять собой стратегически важный регион, где пересекаются интересы многих участников международных отношений, таких как Россия, Китай и США, Пакистан, Индия и Иран. Не меньший интерес к этому региону проявляют Евросоюз, НАТО и ОБСЕ. При этом необходимо понимать, что, несмотря на декларацию вроде бы одних и тех же целей, под флагом войны с террором и наркобизнесом каждый из этих «игроков» стремится реализовывать свои внешнеполитические интересы. Территориальная близость Афганистана, который, несмотря на операции антитеррористической коалиции, является дестабилизирующим фактором для государств Центральной Азии, также накладывает определенный отпечаток на политическую ситуацию в этом регионе, где сейчас оперируют международные террористические организации и их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки.
Проблема международного терроризма, экстремизма и сепаратизма неразрывно связана и с другими «новыми вызовами» безопасности, в частности, с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия. Сегодня не вызывает никаких сомнений тот факт, что террористическая деятельность в регионе тесно связана с международным наркобизнесом. Налицо тесное сотрудничество этих двух видов преступной деятельности. С одной стороны, нелегальное производство и оборот наркотических средств являются одними из основных источников финансирования террористической деятельности. С другой стороны, террористическая активность дестабилизирует ситуацию и препятствует эффективной международной борьбе с выращиванием мака, что, соответственно, на руку наркодельцам.
В соответствии с последним докладом УНП ООН, урожай опийного мака в Афганистане в текущем году составил 7 600 тонн опия-сырца. Запасы опия, складированных в Афганистане с учетом урожаев прошлых лет, составляют около 10 тысяч тонн. И при этом 80% опийного мака выращивается в южных провинциях на границе с Пакистаном, контролируемых Талибаном. Это - наглядная иллюстрация того, что наркотики тоже порождают рост преступности, особенно таких опасных её форм, как международный терроризм.
Именно поэтому по предложению Федерального ведомства криминальной полиции Германии в гостинице «Hyatt Regency» в Душанбе с 1 по 4 ноября проходил Международный Симпозиум руководителей правоохранительных органов стран Центральной Азии «Германия и Центральная Азия - стратегии для крепкого партнерства по обеспечению безопасности». В работе Симпозиума наряду с хозяевами мероприятия - Министерством внутренних дел, Комитетом национальной безопасности и Агентством по контролю за наркотиками, принимали участие руководители внутренних дел Исламского Государства Афганистан, Исламской Республики Пакистан, Республиквсех центрально-азиатских республик, а также руководители антинаркотических ведомств и органов безопасности этих государств. В работе форума принимали также участие представители полиции Италии, Канады, Китая, России, Украины, США, Соединенного королевства и Франции, а также представители таких международных организаций, как Европол, Интерпол, ПРООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ и ЦАРИКЦ, Представительства Европейского Союза в Таджикистане.
Немецкая сторона, которая несла основное финансовое бремя по проведению симпозиума, хотела в первую очередь уделить внимание проблемам совместной борьбы с организованной преступностью, индустрией наркобизнеса, с международным терроризмом, а также обсудить вопросы организации международного сотрудничества по проблемам подготовки, обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов стран-участников симпозиума. Но не меньшее значение, по мнению немецкой стороны, имели для организации международного сотрудничества в борьбе с преступностью и личные контакты руководителей.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Уже по уровню руководителей стало ясно, что семинар станет очередным ни к чему не обязывающим мероприятием, которые так любят проводить в Центральной Азии страны-доноры и международные организации. Даже сами хозяева были представлены в работе пленарных заседаний заместителями руководителей ведомств, а от «чекистов» руководитель ведомства не появился и на открытии. От Казахстана прибыли только представители комитета национальной безопасности, от Узбекистана - от МВД, да и то только заместители начальников управлений, от Кыргызстана начальник следственного управления. В тоже время от Туркменистана прибыла довольно представительная делегация во главе с заместителем министра внутренних дел и заместителем туркменской службы по контролю за наркотиками. Наиболее представительными оказались делегации Пакистана и Афганистана: руководители ведомств, не осведомленные о «подводных камнях» и хитросплетениях центрально-азиатской «кухни». При этом они представили основательные, заслушивающие внимания доклады.
Противоречие в интересах, низкий уровень доверия друг к другу, что особенно видно во взаимоотношениях спецслужб и напряженность в отношениях между странами региона, в который раз стали препятствием на пути консолидации усилий даже в такой «внеполитической» сфере, как борьба с преступностью.
Во время симпозиума были организованы встречи руководителей делегаций с Президентом Федерального ведомства криминальной полиции Германии. Ни таджикская сторона, ни другие делегации интереса к двухсторонним встречам не проявили, и в результате по итогам симпозиума был подписан лишь один документ - заключительное заявление участников симпозиума, содержавший в себе три носящих декларативный характер абзаца.
Наблюдателям в очередной раз пришлось констатировать, что в отличие от преступных организаций и террористических структур, правоохранительные органы и спецслужбы государств Центральной Азии так и не смогли прийти к общему знаменателю и попытаться объединить усилия в борьбе с новыми угрозами и вызовами, хотя попытки в этом направлении предпринимаются постоянно.
Прав был министр внутренних дел Республики Таджикистан Абдурахим Кахаров, который в своем выступлении отметил, что «уровень нашего взаимодействия (в центрально-азиатском регионе - прим. автора) в вопросах борьбы с незаконном оборотом наркотиков и терроризмом не отвечает современным реалиям. Совместная борьба с транснациональной преступностью не приняла действительно системного, скоординированного характера». По его словам, между силовыми ведомствами региона не то что «не налажено должное взаимодействие оперативных подразделений», но и «практически нет обмена информацией». И судя по результатам совместных операций, это действительно так. За 9 месяцев правоохранительными органами Таджикистана проведена всего 1 совместная операция с правоохранительными органами других государств Центральной Азии. Комментарии, как говорится, излишни.