"БП": Кыргызстан-Россия. Россия-Кыргызстан. Шипы и розы двухсторонних отношений
11:09 11.11.2009, ЦентрАзия
В этой простой на первый взгляд теме, ясной и понятной всем, есть неизвестные аспекты. Аксиома гласит: в жизни нет однозначных и простых решений. Это как раз к вопросу о двухсторонних отношениях. Иногда бывает, что в них вмеивается кто-то третий, подзуживая стороны. А иногда, кажется, никто и не мешает, но вдруг обнаруживаются непреодолимые разногласия, - которые все равно надо преодолеть. Но, что же с кыргызско-российскими отношениями? Где розы и где шипы?
Выиграли все, никто не проиграл
Звучит, конечно, неожиданно. Мы тут, понимаешь, обещали вывести базу в "Манасе" совсем и навсегда, а заменили ее на Центр транзитных перевозок. Получили 150 миллионов долларов безвозмездной помощи от России, получили льготный кредит в 300 миллионов долларов и - в кусты? Это не так. Получили все, и никто - в кусты!
Начало. 3 февраля 2009 года. Москва. Соглашение между правительством КР и правительством РФ. Основные позиции. Еще раз, сначала. Предоставление безвозмездной помощи нашему республиканскому бюджету в размере 150 миллионов долларов. Далее. Льготный кредит в 300 миллионов долларов на 40 лет под 0,75 процента годовых с отсрочкой начала выплат на 7 лет. Это было сделано, и это, заметим, зависело в большей степени от одной стороны - российской. Что не сделано вовсе или "затормозилось" в своем исполнении?
В соглашении между правительствами КР и РФ зафиксировано, что в целях погашения части госдолга Кыргызстана перед Россией передается российской стороне 48 процентов акций ТНК "Дастан" (бывшие Физприборы). Это оценено было в 19, 5 миллиона долларов. Общий наш старый долг России составляет 193,6 миллиона долларов. Поэтому в качестве компенсации планировалась передача в собственность РФ здания Торгового представительства Российской Федерации (с земельным участком с правом безвозмездного пользования сроком на 49 лет с последующими пролонгациями), и таким образом, после юридического оформления имущественных прав на эти объекты, вся оставшаяся часть нашего долга списывалась "в рамках мероприятий по оказанию официальной помощи развитию Кыргызской Республики". Это не было сделано.
Еще один кредит (инвестиции) на совместное строительство Камбаратинской ГЭС-1, самой мощной в Токтогульском каскаде - 1 900 мегаватт, - в размере 1,7 миллиарда долларов (льготный период - 8 лет, срок погашения - 20 лет) также не поступили. И строительство не началось. Кто виноват? Договаривались 50 на 50 процентов создать совместное акционерное общество: ОАО "Интер РАО ЕЭС", с одной стороны, и ОАО "Электрические станции" - с другой. Этот проект так и не был начат. Почему? Во-первых, потому, что себестоимость одного киловатт-часа на Камбаратинской ГЭС-1 могла достигнуть 7 центов, при наших нынешних конечных тарифах - чуть более двух центов за кВт.ч.
Во-вторых, российскую сторону могли насторожить именно эти "честные" 50 процентов. Как будем делить - поровну или по-братски? При 50 процентах в уставном (акционерном) капитале и вложениях почти в размере 2 миллиардов долларов Россия не могла владеть станцией на приоритетных началах. Это невыгодно и не дальновидно. Чем "вкладывалась" кыргызская сторона в этот проект? Тем, что позволяла РФ затратить на строительство Камбараты-1 почти 2 миллиарда долларов? Логично. Но чтобы окупить вложения, надо было к себестоимости в 7 центов/кВт.ч. добавить маржу, то есть отпускная цена с Камбараты-1 могла составить не менее 4 сомов за киловатт. Это очень много. Для Кыргызстана.
Что еще? Почему 150 и 300 миллионов долларов пришли именно в 2009-м году? Иначе: руководство России знало, что это - особенный год? Президентские выборы, потом - кардинальная реформа государственного управления. Да и нынешний год - это все-таки продолжение мирового финансового кризиса. Все это знали в РФ. Для Кыргызстана 150 миллионов сослужили хорошую, но плохую службу. Да, с помощью этих денег в канун (да и не только!) выборов были повышены пенсии, пособия, а также зарплаты учителям, врачам, бюджетникам, увеличены расходы на поддержание правопорядка и т.д. В чем негатив, если все хорошо? В том, что такие социальные расходы нельзя, начав делать в 2009-м году, прекратить в 2010-м. И вот - дефицит бюджета на будущий год "вдруг" вырос до 12,6 миллиарда сомов. Это не просто много, это - фантастически много. И пока не ясно, из каких источников правительство сможет изыскать необходимые ресурсы.
Развитие должно быть приоритетным
Теперь о трехсотмиллионном долларовом кредите (какие сильные большие и длинные слова. Многообещающие). Благодаря 300 миллионам ожил и расцвел Фонд развития КР. Все взбодрились. Все радостно закричали: есть развитие! Есть проекты! Есть приоритеты! Есть новые перспективные должности! И началось. Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ). Фонд развития - под него, и председатель совета директоров не премьер, а директор ЦАРИИ. Камбарата-2 получи 100 миллионов долларов! Национальный и нужный проект! Отлично-отлично. Теперь дальше - пишите заявки, предлагайте проекты, будем рассматривать. Страна проснулась, страна зашевелилась. И никто уже не может сказать, почему? То ли новые структуры действительно перспективны, то ли другого не дано, и не дано - надолго, с этим надо жить и это надо признавать, то есть хвалить и делать комплименты. В общем, если не дело, то планы пошли активно.
Но, что же с кыргызско-российскими отношениями? Где розы и где шипы? Кто это знает? Совершенно очевидно (для кого?!), что охлаждение в отношениях и движение вниз по синусоиде в реальном сотрудничестве КР и РФ началось во второй половине нынешнего года. Важный момент, по которому Россия до сих пор или не говорит ничего, или использует сугубо дипломатическую лексику, - это трансформация авиабазы так называемых сил антитеррористической коалиции во главе с военнослужащими США в "Манасе" в Центр транзитных перевозок. Как-то так получилось, что до поступления безвозмездной помощи (150 млн. долл.) и льготного кредита (300 млн. долл.) на счета Минфина в Нацбанке КР все кыргызские чиновники в один голос говорили о том, что база должна уйти вообще и навсегда, это, мол, наша твердая и независимая ни от чего позиция!.. А то, что подписание договоренностей с Москвой совпало с заявлением о денонсации соглашения с США по авиабазе, - случайное и ничего не значащее совпадение. База и ушла. И база осталась. Теперь это - Центр транзитных перевозок.
Но почему-то США передумали создавать третий позиционный район ПРО в Восточной Европе и размещать радары и ракеты-перехватчики в Чехии и Польше. Но почему-то Россия получила по межправсоглашению с Китаем кредит в 20 или 25 миллиардов долларов, в том числе в счет будущих поставок нефти в КНР. Мы ничего не утверждаем. Может, на самом деле все не так. Может быть. Но не исключено, что вопросы большой политики решались мировыми государствами-лидерами полюбовно. Центр транзитных перевозок нужен? Очень нужен США! А база не нужна ни КНР, ни РФ. Но, кроме того, РФ не нужен третий позиционный район в Восточной Европе, который бы мог лишить Россию ее ядерного щита, расположенного и до Урала и после него, - по крайней мере, если иметь в виду межконтинентальные баллистические ракеты наземного (подземного) базирования. Пока все пришли к взаимовыгодному компромиссу. Кыргызстан же усиленно играет свою партию - и не скрывает этого. Власть утверждает, что вполне достойно, потому как в итоге "все счастливы", как выражаются американцы, а именно это и называтся многовекторностью во внешней политике. Пока Россия не заявляет обратного, невозможно сие оспорить и назвать нашу партию сидением на двух стульях или попросту двурушничеством. Посмотрим, как дело пойдет дальше.
Елена Авдеева, Виктор Виноградов. 10.11.2009
Источник - Белый парус