Наезд «Газпрома»: Путин начинает газовую войну с Туркменией?
03.06.2009, Asia-a.ru
За последний месяц российско-туркменская газовая торговля практически замерла. Это связано с неспособностью «Газпрома» закупить все законтрактованное топливо. Более того, РФ пытается в очередной раз спихнуть вину на Украину.
Несмотря на восстановление трубопровода Средняя Азия-Центр-4, закупки «Газпромом» туркменского газа остаются минимальными, и стороны пока воздерживаются от официальных прогнозов возобновления действия газового контракта в полномобъеме. Напомним, что после провала российско-туркменских газовых переговоров относительно изменений условий закупки «голубого топлива» последовала эскалация конфликта вокруг ответственности за имевший техногенные причины взрыв на газопроводе САЦ-4.
Согласно прозвучавшему 29 мая заявлению главы европейского представительства Госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана Довлета Атабаева, взорвавшийся 9 апреля участок САЦ-4 уже полностью готов к прокачке газа. Причем он был восстановлен был «сразу же после инцидента». Но магистральный газопровод останется пустым, согласно интерпретации Д.Атабаева, до того момента, пока совместная российско-туркменская экспертная группа не найдет виновного в аварии. Соответственно, азиатские газовщики вынуждены заглушить почти 200 скважин, а поставки газа из Туркменистана в РФ являются символическими до неприличия.
Что касается причин «блокады», то если исходить из реплики зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева от 19 мая, переадресовавшего вопрос о начале поставок газа «туркменским коллегам», все упирается в нежелание Ашхабата полюбовно разделить вопрос ответственности (и материальной компенсации) за вышеупомянутый взрыв. И, вполне вероятно, что поиски крайнего выльются в продолжение разбирательств в международном арбитраже, право обратиться в который конфликтующие стороны оставляют за собой.
С другой стороны, россияне сами затягивают переговоры, поскольку такая «контрактная пауза» дает возможность «Газпрому» в условиях резкого падения спроса максимизировать продажу собственного газа на внешнем и внутреннем рынках. Это действительно чрезвычайно актуально для монополиста, поскольку падение европейского спроса коснулось в первую очередь российских поставок. Согласно выкладкам экс-министра энергетики РФ Владимира Милова, экспорт газа из РФ в дальнее зарубежье в январе-апреле сократился на 57% (на 35 млрд. куб.м).
В январе-марте с.г. на фоне снижения чистой прибыли почти впятеро добыча «Газпрома» сократилась на 18%, а в мае в целом по РФ падение добычи, по оценке министра энергетики Сергея Шматко, составит 16-18%. В таких условиях традиционно «достается» от «Газпрома» и независимым российским производителям газа, обратившихся в антимонопольные органы с очередной жалобой на монополиста, который, ограничивая доступ к управляемой им же газотранспортной системе, препятствует реализации долгосрочных контрактов независимых компаний.
Понятно, что при такой конъюнктуре среднеазиатский газ после удорожания (в среднем по Казахстану, Туркменистану и Узбекистану) со $140 до примерно $340 за тыс. куб.м в I квартале с.г. становится для «Газпрома» неподъемной обузой. И уже можно утверждать, что газовый монополист явно не выкупит все законтрактованные на текущий год 50 млрд. куб.м., что в той или иной степени (в зависимости от содержания соответствующих пунктов остающегося конфиденциальным контракта) развязывает руки Туркменистану.
Здесь также интересно отметить, что в близких к туркменским властям СМИ недавно была обнародована информация об уже имевшем ранее место невыполнении российской стороной взятых на себя контрактных обязательств. Речь идет о 7 млрд. куб.м газа, которые РФ дополнительно закупила у Узбекистана, уменьшив на этот же объем поставки из Туркменистана. Более того, на фоне обвального сокращения закупок «Газпромом» туркменского газа, «Узбекнефтегаз» в мае с.г. заявил о 7% приросте своего экспорта, который по итогам года превысит 16 млрд. куб.м (из которых 15 млрд. - российская квота).
При этом, «Газпром» традиционно пытается обвинить в своих бедах Украину. По словам зампреда правления компании Валерия Голубева, основной рынок поставки туркменского газа - это Украина, которая сократила объем потребления на 40% (22 млрд. куб.м.). Также сократили потребление многие европейские страны. Поэтому «Газпром» предложили ограничить объем поставок туркменского газа «У нас сегодня нет того объема потребления, который был раньше», - заявил В.Голубев.
Другой вариант, предложенный россиянами туркменам, - это снижение цен на топливо. В Кремле ожидают, что стоимость контракта с Туркменистаном в целом по году снизится до 40% от ранее достигнутых договоренностей. Однако, как известно, в 2009 г. «Газпром» продает газ из Туркмении в основном в Европу. Собственно, об этом оговорился и сам В.Голубев, сказав, что «туркменский газ закупался по ценам, по которым мог быть реализован только на европейском рынке. Поэтому если сегодня Европа газ не берет - мы сказали: уважаемые коллеги, сегодня некуда ваш газ с вашей ценой реализовывать».
В свою очередь, Туркменистан активно использует кризис в отношениях с россиянами для активизации контактов с альтернативными «Газпрому» потенциальными покупателями местного газа. Так, на высшем политическом уровне регулярно поднимается вопрос о важности соблюдения сроков сооружения газопровода в Китай, который должен начать работу уже со следующего года, а китайским компаниям, ориентированным на разведку и добычу туркменского газа, гарантируется политическое и технологическое содействие.
В РФ пока считают эту деятельность бравадой, мол, Китай в этом году выберет до 4 млрд. куб.м и проблемы экспорта не решит. «Альтернативы нет. Поставки газа в Европу могут осуществляться в основном из Туркмении через систему газопроводов «Средняя Азия-Центр». Других газопроводов в ближайшие 5 лет просто не может появиться. Кроме того, российский и европейский ценовой рынки для производителей газа из Средней Азии - самые предпочтительные, например, по сравнению с китайским рынком или другими рынками», - утверждает В.Голубев.
В то же время, новые, более конкретные очертания приобрели отношения Туркменистана с западными правительствами и энергокорпорациями, прежде всего, с немецкими партнерами. Дополняя уже не первый год работающих в регионе земляков из Wintershall, концерн RWE AG в апреле с.г. подписал с Ашхабадом соглашение о начале освоения морского блока на Каспийском шельфе, что автоматически стимулирует проработку именно транскаспийского газотранспортного маршрута, о чем напрямую и заявил глава правления RWE Юрген Гроссман. При этом предполагается, что на шельф приходится до 40% углеводородных месторождений Туркменистана и уже в 2010 г. добыча газа только одной давно и активно работающей на шельфе малазийской «Петронас Чаригали» составит порядка 2,5 млрд. куб.м, в 2012-13 гг. - 5 млрд. куб.м ежегодно, в 2014-30 гг.- не менее 10 млрд. куб.м.
В целом, необходимо отметить, что Кремль, стремясь достичь краткосрочного финансового успеха и продолжая реализацию сценария силового давления на официальный Ашхабад, очень близок к тому, чтобы перегнуть палку и подтолкнуть лидера Туркменистана на радикальное ускорение создания неоднократно задекларированной системы многовекторного выведения туркменского газа на мировой рынок.
По материалам UGMK.info Фото Новости.err.ee
Ссылка на этот материал: