Жители Афганистана наблюдают за борьбой за власть в Иране
26.VI.2009, EURASIANET
Аунохита Моджумдар
За время почти тридцатилетней междоусобицы в Афганистане свыше 2 миллионов афганцев нашли прибежище в соседнем Иране. В последние годы большая часть афганских беженцев вернулась домой и теперь, когда Иран охватили политические волнения, жители Кабула и других районов страны внимательно наблюдают за происходящим и с волнением ожидают, что же станет со страной, давшей им когда-то приют. Исход разворачивающихся в Иране событий, по словам афганцев, окажет значительное влияние на процесс развития и самого Афганистана.
Фаузия - одна из жителей Афганистана, чья судьба тесно переплелась с Ираном. Она родилась и до 18 лет жила в Иране, а потом, вскоре после падения режима талибов в конце 2001 года, вернулась с родителями в Афганистан. С тех самых пор она внимательно, насколько это возможно, следит за развитием событий в Иране. Будучи молодой женщиной, выступающей за расширение гражданских прав, Фаузия явно предпочитает, чтобы в разыгрывающейся ныне в Тегеране борьбе за власть вышел победителем потерпевший поражение на президентских выборах Мир-Хосейн Мусави.
"Любые события в Иране неизбежно скажутся на Афганистане", - полагает Фаузия, попросившая не раскрывать ее настоящего имени. Если президентом Ирана станет Мусави, это, по ее мнению, принесет дополнительные возможности для жителей Кабула, особенно для женщин. "Мусави может установить хорошие взаимоотношения со странами Запада, что будет совсем неплохо для Афганистана", - объясняет она.
На взгляд Фаузии, женщинам Афганистана, возможно, и приходится тяжелее в социальном плане, но в Кабуле она ощущает себя гораздо более свободной личностью, чем в Иране. "Здесь [в Афганистане] я могут работать, учиться, делать все, что хочу, и никто не будет указывать мне, что я могу делать, а что нет".
Взгляд Фаузии разделяют и значительное число бывших афганских беженцев. Но в целом среди населения Афганистана происходящие в Иране события не вызывают такого пристального интереса. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Жители Афганистана неоднозначно относятся к сложившейся в Иране обстановке, проявляя к ней кто больший, кто меньший интерес. Непохоже, чтобы даже те, кто якобы внимательно следят за новостями из Ирана, были прикованы к телевизорам и радиоприемникам. И хотя, по общему признанию, события в Иране уже по определению имеют большое значение для Афганистана, на протяжении десятилетий более непосредственное и ощутимое воздействие на страну, по словам многих афганцев, оказывал не Иран, а Пакистан.
В вихре событий, последовавших за состоявшими в Иране 12 июня скандальными президентскими выборами, самым, пожалуй, интересным моментом для жителей Афганистана стала реакция на них Запада, особенно заявления, исходящие из Вашингтона. Хотя многие и считают уход с политической сцены экс-президента США Джорджа Буша позитивным моментом, они пока еще не определились с мнением, сможет ли администрация Барака Обамы улучшить имидж Америки в мусульманском мире. В данном контексте выступление Барака Обамы 4 июня в Каире, а также его сдержанная и тщательно выверенная реакция на иранские события воспринимаются как свидетельство определенного прогресса в отношениях между Западом и мусульманским миром. Политолог Наджиб Маналаи, являвшийся до недавнего времени одним из ведущих советников министерства информации и культуры, высказывает взгляды, аналогичные мнению Фаузии. "Происходящее в Иране сказывается на афганской политике. Мусави может попытаться установить взаимопонимание между Соединенными Штатами и Ираном. Он не такой экстремист, как [нынешний президент Махмуд Ахмадинеджад]. Иран будет и впредь играть определенную роль в Афганистане и спонсировать различные местные группировки, но его вмешательство будет носить менее интенсивный характер", - сказал он EurasiaNet. Признавая, что иранское правительство, возможно, и не принимает непосредственного участия в поставках оружия, Маналаи все же считает, что Тегеран негласно поддерживает транспортировку оружия на территорию Афганистана.
Разумеется, не все активно наблюдают за происходящими событиями. Житель Кабула по имени Вахид, несколько лет проживший в Иране, слушает трансляции о массовых демонстрациях в Тегеране без особого энтузиазма. Он не выражает большого интереса к иранской политике. По словам молодого человека, его больше заботит то, что происходит в Афганистане, здесь и сейчас: медленные темпы развития, рост цен и дефицит рабочих мест в стране.
Отсутствует интерес к иранским событиям и у студента Кабульского университета Ахмеда Халида. По словам Халида, он интересуется политикой, но находясь в Иране и Пакистане на правах беженцев, афганцы часто сталкивались с различного рода унижениями. "Относились к афганцам плохо. Нам все равно, что там происходит", - говорит он. Правда, из дальнейших расспросов становится ясно, что стабильный Иран, на взгляд молодого человека, все же имеет значение для Афганистана.
Как и многие другие, следящие за ситуацией в Иране, Халид уделяет большое внимание реакции Запада, причем проводит четкое различие между Западом в целом и Соединенными Штатами в частности. "В целом, Обама проводит в отношении мусульманских стран мягкую политику. Взять, к примеру, его выступление в Египте. Это нормальнее, чем при Буше. И это очень хорошо".
От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле. Последние 18 лет занимается освещением событий в южноазиатском регионе.
24.VI.2009 © Eurasianet