CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

tribune-uz.info

Кого «замочили» в Андижане?

18 мая 2005

Кого «замочили» в Андижане?

TRIBUNE-uz, Турко Дикаев

Можно по-разному относиться к режиму Ислама Каримова, но финал протеста части населения города Андижан, иначе, как трагедией, назвать нельзя. Пролилась людская кровь. А это - не только печально и горько, но и богопротивно. Отметив этот факт, взглянем на случившееся под другим углом. Что мир узнал об андижанской трагедии из словесного потока? По большому счету, ничего! Ничего, в смысле вразумительного, ситуацию объясняющего.

Фабула вкратце: неизвестные вооруженные люди напали на тюрьму, освободили заключенных. Чуть позже захватили хокимият (здание администрации). Поздно вечером того же дня правительственные войска, спецназ штурмовали захваченное здание, а потом вооруженные повстанцы и формирования, ведшие «локальные бои» 13 мая и на протяжении прошедшей (на 14 мая) ночи, покинули здание и исчезли в неизвестном направлении.

Фактологически мы знаем только нумерацию городской тюрьмы - УЯ 64/Т-1. Да еще все информационные агентства и ссылающиеся на них другие издания, непонятно весомое значение придали тому факту, что из тюрьмы освобожденные выходили ровно 20 минут. Кто вел такой скрупулезный хронометраж, по одиночке выходили, или отрядами, покамерно или позонно? И сколько заключенных таили в себе «закрома» тюрьмы - от «более 1500 до около 4 000»? Вопрос далеко не покажется праздным, если учесть, что « несколько освобожденных сдались властям добровольно», а в осажденном хокимияте засело всего «около ста смертников». Для чего, спрашивается, освобождать «лишние тысячи», если шли освобождать конкретных 23 узников, и надзиратель с ключами был под рукой?!

Каким образом вооруженные легким стрелковым оружием захватили грозную бронетехнику? Сами военнослужащие перешли на сторону мятежников? «Группа вооруженных лиц, совершивших нападение на исправительную колонию в Андижане, блокирована правоохранительными органами Узбекистана в двух точках города». Получается, что на тюрьму напали одни, а здание администрации захватили другие?! Кто? А кто, в таком случае, совершил нападение «на дежурную часть патрульно-постовой службы министерства внутренних дел и на территорию воинской части, расположенной в городе Андижане», завладев «десятками единиц стрелкового оружия»?

По версии Trud.ru, в городе действовала только одна группа: «Вооруженная группа неизвестных, одетых в военный камуфляж, частично разоружив, частично уничтожив охрану местной тюрьмы, освободила около 400 осужденных. До нападения на тюрьму бандиты совершили налет на дежурную часть патрульно-постовой службы и воинскую часть, где завладели десятками единиц стрелкового оружия. Именно это оружие они и пытались использовать для захвата зданий областной и городской администрации, а также областного управления СНБ (Службы национальной безопасности) Узбекистана».Когда же и зачем группа распылила силы и попала в ловушку? И как оценить свидетельство очевидца: « группа сторонников так называемой исламистской секты "Акромия", захватившая прошедшей ночью здание тюрьмы, располагает более чем сотней единиц стрелкового и автоматического оружия, а также тремя БТР». Где добыто остальное стрелковое и автоматическое оружие? Вопрос об оружии этим свидетельством не заканчивается: « В толпе немало вооруженных автоматами молодых людей» - о митинге перед хокимиятом, на площади.

Так и осталась туманной загадочность «действующих лиц мятежа»: «захват осуществлен мусульманами из исламской группировки «Акрамия»»; «группа сторонников так называемой исламистской секты "Акромия"; «несуществующая организация "Акромия"; «мусульмане из исламской группировки «Акрамия»; « несуществующее течение "Акромия"; «группа исламистов». В «программном заявлении лидеров Андижанского восстания» они именуют себя, как «Объединенное движение необоснованно обвиняемых предпринимателей и бизнесменов в причастности к несуществующему течению "Акромия" и поддерживающие акцию протеста граждане.

А вот что написала «Правда.Ру»: «Вот уже почти 10 лет об исламском движении «Акрамия» ходят противоречивые слухи. Его членов арестовывают, их обвиняют в терроризме и возбуждении религиозной вражды. В то же время многие ставят под сомнение, что такая организация вообще существует. Попытаемся выяснить, что такое «Акрамия»: Захват власти и построение исламского государства - такова конечная цель движения «Акрамия». В этом уверены многие, в том числе и власти Узбекистана. Организатора этого движения Акрама Юлдашева в свое время обвинили в том, что в его книге «Путь к вере», разработана целая система захвата власти. Согласно материалам, опубликованным интернет-сайтом «Центр-Азия», сценарий в общих чертах таков. Организация привлекает на свою сторону людей, недовольных жизнью. После определенного обучения им помогают найти хорошую работу, в том числе во властных структурах и общественных организациях. При этом члены «Акрамии» обязаны отдавать своей общине пятую часть заработка. Затем после необходимой подготовки и идейного перевоспитания «акрамисты» должны свергнуть конституционный строй и установить свою власть. Первые упоминания об этой организации появились еще в 96-м году. В неё входят в основном молодые люди, как правило, бизнесмены. По некоторым сведениям «Акрамия» откололась от более известной исламской группировки «Хизб-ут-Тахрир», членом которой был некогда Акрам Юлдашев. Сам он уже не первый год находится в тюрьме. Его арестовали через день после взрывов в Ташкенте, в феврале 99-го. Юлдашева осудили на 17 лет, обвинив в том, что он является одним из организаторов взрывов. Кроме того, в решении суда говорится, что Юлдашев написал книгу с религиозно-экстремистским содержанием, создал преступную организацию «Акрамия» и намеревался насильственно изменить государственный строй Узбекистана. Как сообщает сайт «Центр-Азия», в те же годы на различные сроки заключения были осуждены еще более 20-ти молодых людей. Громкий судебный процесс начался в Узбекистане в этом году. В феврале в Андижане начался суд еще над двадцатью тремя молодыми бизнесменами, считают, что они также причастны к «Акрамии». Обвинения те же - посягательство на конституционный строй. Известно, кстати, что Юлдашев добивался признания своей организации властями, чтобы иметь возможность открыто распространять новую идеологию».

Повисла в воздухе судьба подожженных театров и кинотеатров. Одни утверждают, что «горит подожженное неизвестно кем здание Театра имени Юлдаша Ахунбабаева». Вторые - «в настоящее время горит здание областного драматического театра имени Бабура и кинотеатра имени Бакирова». Третьи - «подожгли» только кинотеатр имени Бакирова. Четвертые - утверждают, что огнем народной мести уничтожены все.

Где содержали и что стало с «народными заложниками»? «В их руках находятся не менее 30 солдат, захваченных в заложники»; « активисты восставших захватили несколько (около пятнадцати) пленных из числа работников милиции и других силовых структур»; «они захватили 7 заложников из числа солдат, стрелявших на поражение в них и мирных граждан». Освобождены, уничтожены вместе с защитниками хокимията? А как тогда быть с утверждением, что «вооруженные повстанцы и каримовские формирования, ведшие «локальные бои» 13 мая и на протяжении прошедшей (на 14 мая) ночи, покинули здание и исчезли в неизвестном направлении»? Были ли с ними заложники?

И, наконец, главный вопрос: кто они, участники события, окончившегося так трагично? Русская Лента.Ру уверена, что они «участники беспорядков в Андижане», которые, к тому же, «потребовали вмешательства Путина». Не пожелали, не попросили, а «потребовали»!? Остается только порадоваться, что Путин не успел «вмешаться»: «Норд ост» на Дубровке в Москве, Беслан на Северном Кавказе убедительно показали, чем для защитников зданий и их заложников заканчивается вмешательство президента России. Предпочтительнее от «родной пули» умереть, останется хоть что похоронить:

Эмигрантский лидер узбекской оппозиции, председатель Демократической партии Мухаммед Салих уверен, что произошедшее - народное восстание. В телефонном интервью грузинской телекомпании "Мзе" из Осло, Салих сказал, что оппозиция сейчас работает над тем, чтобы перевести начавшиеся в Узбекистане процессы в мирное демократическое русло.

"Мы делаем все, чтобы перенять опыт мирных революций в Грузии, Украине и Киргизии", - подчеркнул лидер узбекской оппозиции, добавив, что "нужно с наименьшими потерями избавиться от режима Ислама Каримова".

По словам Салиха, события в Андижане - это не исламская революция. "Это восстание простых людей, которым надоел режим Каримова».

Побудительным мотивом к написанию заметок явилось полная информационная блокада, предпринятая режимом вокруг событий в Андижане. И появились на свет интерпретации и неприкрытые инсинуации. Естественным выглядит то, что официальные узбекские медиа - подголоски не колебались ни на секунду: «бандиты, экстремисты, террористы, подстрекатели». Как всегда, отличились путинские «эксперты»: ничего, мол, удивительного, в недалеком историческом прошлом Ферганская долина была вотчиной басмачей, вот их дух и проснулся!? И инсинуации с привязкой к Исламу (не Каримову, а религии) - и повторять не хочется!

Штурм хокимията завершился: ливневым дождем. Но смоет ли он кровь невинно убиенных?

17.05.2005 15:44

tribune-uz.info

Предыдущая статьяСША "глубоко встревожены" сообщениями о расстреле узбекскими войсками демонстраций протеста
Следующая статьяХронология трагических событий в Андижане