Хронология трагических событий в Андижане
Ташпулат Юлдашев, независимый политолог
TRIBUNE-uz
Трагические события 13 мая 2005 года в г. Андижане, во время которых были убиты и ранены сотни мирных граждан, в том числе женщины и дети, будут долго будоражить общественность. Поэтому исследователи детально будут их анализировать не один год. История даст им свою оценку.
Я человек сугубо гражданский. В военных вопросах ничего не смыслю. Но после прослушивания по телевидению и ознакомления с текстом выступления Президента И. Каримова на пресс-конференции 14 мая, у меня возник целый ряд вопросов к военно-политическому руководству страны.
Начну в порядке их появления.
По словам Президента, вооруженная группа преступников, судя по всему человек 10-15, совершила внезапное нападение на штаб батальона патрульно-постовой службы (ППС) УВД г. Андижана в полночь - конкретно в 0 часов 30 минут 13 мая. Она расстреляла четырех милиционеров, захватила автоматы, гранаты, пистолеты:
Через час, то есть в 1 час 30 минут, не встречая на своем пути никакого сопротивления, бандгруппа подошла и легко проникла в расположение войсковой части 34-ой бригады министерства обороны. Вместе с дежурными охранниками она расстреляла нескольких военнослужащих, забрала с собой десятки автоматов, гранаты, пистолеты и сев на захваченный грузовой автомобиль марки ЗИЛ-130 направилась к андижанской тюрьме, которая находится в 6-7 км от города. Личный состав армейской бригады в это время крепко спал и не услышал перестрелку над собственным ухом.
По словам очевидцев и тех, кто посетил в те дни Андижан, автоматные очереди, крики, шум-гам разбудили многих жителей города. Надо полагать, что сотни тревожных звонков о вооруженном нападении террористической группы на штаб ППС, в войсковую часть министерства обороны, поступили в дежурно-оперативную часть областного и городского управлений СНБ и МВД не только от оставшихся в живых милиционеров, военнослужащих, но и от всех дежурных, простых граждан.
Однако власти ни на что не реагировали. Боевая тревога не была поднята. Необходимые меры для немедленного пресечения дальнейших преступлений бандгруппы не были предприняты.
Примерно в 2.30-3.00 утра автомобилем марки ЗИЛ-130 бандгруппа протаранила ворота тюрьмы. Она освободила 600 заключенных, забрала имевшееся в тюрьме оружие, а некоторых заключенных, в частности, обвиняемых в причастности к надуманной исламской секте «Акрамия», присоединила к своей бандгруппе.
Личный состав военного гарнизона, несущий охранную службу, порядка 400 военнослужащих, находящегося в 300 метрах от тюрьмы, видимо крепко спал. Криков заключенных, стрельбу он не слышал. Тревога не была поднята. Бандгруппу никто преследовать не стал.
Путь от тюрьмы до центра города, порядка 10-12 км, бандгруппа прошла наподобие не смерча, а торнадо. Она временами останавливалась, забирала легковые автомобили, невесть откуда доставала горючий материал и сжигала, уничтожала все на своем пути: легковые и грузовые автомобили, автобусы, лавки, магазины: Из сожженных автомобилей складывала заграждения на дороге и продвигалась таким же образом дальше. От скрежета металла, шума, выкриков хозяев автомобилей, горящих лавок и магазинов, от обрушившегося внезапно всеобщего ужаса проснулся весь город, но не власть.
В центре города, примерно к 4 утра, бандгруппа безуспешно атаковала областные управления СНБ и МВД. Не сумев захватить их, она двинулась к трехэтажному зданию областной администрации и без какого-либо сопротивления захватила его, а также находящийся рядом семиэтажный административный комплекс. Расставила на крыше снайперов, охрану. Члены бандгруппы, связавшись по телефону с родственниками, к 6 утра успели зазвать в центр города своих близких, друзей, знакомых и недовольных политикой власти лиц. От самой власти за все это время не было ни слуха, ни духа.
Напрашивается много вопросов к власти, силовым структурам. Почему, несмотря на шум, дикие выкрики людей и выстрелы из огнестрельного оружия в городе на протяжении пяти с лишним часов, многочисленные звонки граждан, милиционеров и военнослужащих, не была своевременно поднята боевая тревога? Ведь действия бандгруппы можно было пресечь силами одной роты и двух-трех БТР возле ППС, военного гарнизона, тюрьмы, заградить ей дорогу хотя бы на подступах к центру города? В случае неподчинения приказу остановиться и сдаться, одним выстрелом пушки БТР или ракетой из вертолета можно было разнести в пух и прах грузовик со всей бандгруппой, уничтожить и тех, кто пересел на легковые автомашины. Почему этого не произошло?
Теперь возникает вопрос: кто входил в состав террористической бандгруппы? На мой взгляд, ее возглавили и спровоцировали на беспрецедентный вандализм, варварские действия и против власти, и против безвинных жителей города, специально подготовленные провокаторы. В эту группу со зловещим умыслом специально включили ряд обвиняемых в причастности к «акрамистской» религиозной секте. Они исполнили роль черных пиарщиков - поддерживали телефонную связь с прессой, связывались с родственниками, друзьями и знакомыми, в телефонную трубку кричали «Аллаху акбар!» - Аллах велик!
Куда смотрели вездесущие СНБ и МВД? Как они упустили создание террористической бандгруппы и столь дерзкой ее вооруженной атаки? Управления антитеррора умудряются круглосуточно пасти и подслушивать разговоры инакомыслящих, демократических элементов, где бы они ни находились. А вот создание и вооруженную вылазку дерзкой террористической группы упустили. Мягко выражаясь, все это выглядит очень странно.
Некоторые граждане могут подумать, что у власти не было достаточных сил и возможностей для быстрой нейтрализации террористической группы. Такое суждение безосновательно. Только бюджет министерства обороны в 2004 году составлял 5,2% от объема ВВП республики, то есть 736 млн. долларов из 14,02 миллиарда долларов, что в долевом отношении, существенно больше, чем в любой из стран СНГ (например, в России - 3,06% от объема ВВП - 20464 млн. долларов, в Казахстане - 1% - 448 млн., Украине - 1,42% - 112,7 млн. долларов).
Я не осмеливаюсь публиковать объем бюджетных средств МВД, потому что не смог перепроверить имеющиеся у меня данные с цифрами официальной статистики. Но если они подтвердятся хотя бы на половину, то у того, кто ознакомится с ними и сделает сопоставление с бюджетами МВД других стран мира, от удивления глаза полезут на лоб и застрянут там навсегда. Для развития производства никогда денег не хватает, а силовикам дают столько, сколько просят.
Несмотря на очевидные недоработки силовиков, Президент не стал подвергать критике деятельность СНБ и МВД. Более того, он похвалил их, сказал, что их сотрудники вели себя достойно, успешно прошли суровое испытание. Оказывается, ротозейство и некомпетентность проявили те, кто погиб от рук террористов. Президент обещал освободить от должности начальника областного УВД и ряд других должностных лиц за недостаточную бдительность.
Можно ли было избежать кровопролития среди мирных граждан, митинговавших в центре города, у зданий областной администрации, управлений СНБ, МВД? Да, вполне.
Действительно, с раннего утра до позднего вечера 13 мая к указанным объектам силовики близко не приближались. Уполномоченные лица вели переговоры с представителями террористической группы весь день. Видимо, в этом был определенный смысл. Президент долго беседовал с аксакалами и лидерами общественного мнения города. О чем шла речь - мы скоро узнаем. Времени было предостаточно, чтобы предупредить митингующих о грозящей им опасности, открыть коридор и вывести большую их часть, особенно женщин и детей с арены предполагаемого боя. Отказавшиеся выполнить требования власти должны были пенять на себя. Факт того, что террористы прикрывались женщинами, стариками, детьми, взятыми в заложники, очевидцы мне не упомянули.
Силовики начали обстрел террористической группы с наступлением темноты. Мирные граждане, женщины и дети стали беспорядочно разбегаться кто куда. Пьяные солдаты внутренних войск и спецназа в полутьме, видимо, не смогли отличить вооруженных бандитов с автоматами в руках от безоружных людей, женщин и детей от мужчин, и вели по ним огонь на поражение.
В кого еще стреляли силовики? Часть разбежавшихся заключенных, попав в засады, была убита или ранена. Сколько их было, пока неизвестно. Жаль, что тела погибших стали хоронить массами без идентификации. Основная группа террористов с наступлением темноты, разделившись на три группы, стала прорываться из окружения в трех направлениях. Силовики, спецназ их преследовали, но, воспользовавшись темнотой, террористы сумели скрыться и раствориться среди местного населения, перебраться в соседнюю Киргизию.
Президент утверждает, что он не давал команду открывать огонь по мирному населению. По чьему же приказу стреляли солдаты? Это очень серьезный вопрос, который необходимо прояснить.
Я разделяю мнение Президента, что зловещая террористическая операция готовилась на протяжении 3-6 месяцев. Кто и где ее готовил, придется разбираться и власти, и обществу.
Теперь несколько слов о религиозной секте «Акрамия». Я, как арабист, специалист по исламу, проработав в арабских странах свыше 15 лет, имею основания утверждать, что такой секты нет в природе. В религиозном трактате Акрама Юлдашева «Путь к вере» политическим и религиозным экстремизмом даже не пахнет. Это чисто религиозная проповедь фундаменталистского толка довольно знающего богослова, какая встречается и в других религиозных проповедях, в том числе христианских. Чтобы снять с него крайне несправедливое и суровое обвинение, предлагаю любому специалисту, интересующемуся данной проблематикой, прочитать его трактат, всего 20-25 страниц машинописного текста, опубликованный на сайте Центразия ru летом 2004 года, и дать свои суждения о нем. Верующие мусульмане защищают не столько его вероучение, сколько крайне несправедливо осужденного религиозного деятеля.
Нельзя принимать всерьез рассуждения о возможности установления исламского халифата в регионе или создания исламского государства в Узбекистане. Если считанные религиозные фанаты кое-где поговаривают об этом, можно ли делать вывод, что их надежды оправдаются? Узбекское общество достаточно образованно, чтобы не допустить возврата в средневековье.
Меня удивляет блокирование властью зарубежных и местных независимых информационных каналов, Интернет-сайтов. Кровавая трагедия, к великому сожалению, произошла. Нужно выявить виновных в ее развязывании, причины медлительных действий власти, ошибок и недоработок силовых структур, чтобы не допустить их повторения. Однако, похоже, власть боится раскрытия своих ошибок и потому не допускает местных и иностранных журналистов в Андижан.
Узбекистан подписал все соглашения о борьбе с международным терроризмом и согласно взятым обязательством он обязан пригласить независимых экспертов для расследования террористических акций в стране, чтобы местная и мировая общественность получила достоверную информацию о происшедшей 13 мая с.г. кровавой трагедии.
Меня удивляют депутаты парламента, представители политических партий и общественных организаций. 3 мая силовики совместно с черносотенцами зверски избили и насильственно отправили домой участников мирного пикета из Шахрисабза. Акция проходила у посольства США в Ташкенте. 13 мая произошла кровавая трагедия в Андижане. Затем последовали столкновения мирного населения в Карасу с силовиками. Судя по всему, репрессии против инакомыслящих будут продолжены. Очередь может дойти и до демократических сил. Разве можно в таких условиях не критиковать власть? До сих пор не образованы независимые депутатские и общественные комиссии по расследованию репрессивных действий силовиков. Очень жаль.
17.05.2005 15:46