17.5.2005 18:53 MSK
Торжество культа
Марьям ИДРИСОВА, Ашхабад, Prima-News
С точки зрения сегодняшнего поколения туркменской молодежи, на этот вопрос ответа нет и быть не может. Воспитанные на «великой книге вечно Великого Сапармурата Туркменбаши - Рухнаме», туркменские школьники и студенты искренне верят, что любимого вождя им ниспослал сам Аллах, что первого и пожизненного президента Сапармурата Туркменбаши все граждане его страны обожают самым естественным образом, ну так же, как, например, солнце, всходящее каждое утро, или спасительный дождь в летнюю жару.
Любить Туркменбаши им так же привычно, как, скажем, любить мать или отца. Его можно даже нести как знамя в руках или корону на голове, гордиться им как святыней, как сверхчеловеком, которому удалось осуществить многовековую мечту туркмен жить в собственном независимом государстве.
Современных девчат и парней местные острословы, рискуя оказаться в списке клеветников, отщепенцев и врагов народа, именуют не иначе, как «рухнамутая туркменская молодежь». Кроме Рухнамы и других «гениальных литературно-художественных и философско-поэтических произведений любимого Сердара», 7-18- летние туркменские дети и подростки не знают ничего - ни о культе личности Сталина, ни о застойных брежневских временах, ни о том, что точно так же, как туркмены превозносят своего Туркменбаши, в Северной Корее народ обожает Ким Чен Ира.
Это результат того, что Туркмения во всех отношениях остается закрытой страной. Объективную информацию отсюда получить невероятно трудно, ибо здесь нет независимых СМИ, а все газеты и журналы, телевидение и радио находятся под жестким контролем президента и его режима. Работающие в Туркмении на полулегальной основе представители ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Франс-пресс, Рейтер и других СМИ при передачи собственных материалов вынуждены ограничиваться лишь той информацией, которая получена ими по официальным каналам или сообщениям все тех же местных СМИ и никоим образом не комментировать ее. В то же время туркмены лишены всякой информации извне. Вот уже более трех лет в стране Туркменбаши запрещена подписка на российские газеты и журналы, а газеты, купленные в Москве пассажирами в дорогу, в Ашхабадском аэропорту имени Сапармурата Туркменбаши Великого незамедлительно отбираются при прохождении таможенного досмотра. Почти год назад, якобы по причине «технических неполадок», туркмены окончательно лишись возможности получать достоверную информацию из передач радиостанции «Маяк». Учитывая все эти обстоятельства, разумеется, нельзя упрекать юное поколение туркмен в незнании истории, в оторванности от всего того, что происходит реально в самой стране и за ее границами. В этом незнании не вина, а беда «золотой молодежи Туркменбаши».
Однако вернемся к «всенародной любви к вождю». Так как все же эта любовь создается? И, главное, кто ее создает? Короля, говорят, делает свита. Перефразируя эту поговорку можно сказать, что Туркменбаши создает его СМИта, проще - вся туркменская пресса, радио и телевидение. Читая туркменские газеты, слушая передачи четырех местных теле- и трех радиоканалов, любой здравомыслящий человек и в самом деле начинает верить в то, что туркменский народ боготворит своего первого президента, гордится тем, что Аллах именно этого человека послал народу в тот момент, когда в результате развала Союза вокруг шли межнациональные распри и лилась кровь... Человека, «чья мудрость и прозорливость ни в какие времена не имели и сейчас не имеют аналогов в мире». Однако на самом деле все это - блеф. То, что происходит сегодня внутри страны, является результатом интенсивной, круглосуточной работы идеологической машины, созданной самим Ниязовым для собственного обожествления.
Идеологическая машина Туркменбаши - это сложная, но в то же время исправно работающая конструкция. В ней множество самостоятельно действующих колесиков, винтиков и отдельных агрегатов, представляющих, однако, единый механизм оболванивания не только туркменского народа, но и мировой общественности. Каждый день этот механизм обрушивает на головы читателей, зрителей и слушателей столько лжепозитивного обо всем, что сделано, делается и будет сделано «под мудрым руководством отца всех туркмен Сапармурата Туркменбаши», что поневоле начинаешь тревожиться за будущее страны и народа. Невольно задаешься вопросом: а что мы, туркменистанцы, будем делать, если вдруг в один день вечно великий Туркменбаши покинет этот мир? Для многих жителей страны, ставших жертвами идеологической обработки, уже сейчас уход со сцены Ниязова воспринимается не иначе как наступление конца света, как невосполнимая утрата и горе. И таких жертв, по сути, начавшейся в стране гуманитарной катастрофы, с каждым днем становится все больше.
Основу идеологической машины Туркменбаши составляет единственная в стране партия, называемая Демократической, а на самом деле поменявшая свое обличье бывшая коммунистическая. Председателем партии, конечно же, является сам Туркменбаши. Помимо нее, в процессе создания культа личности Ниязова, зарождения «всенародной любви и преданности Вождю» активно участвуют Союз женщин Туркменистана имени матери президента, Героя Туркменистана Гурбансолтан эдже, Совет втеранов Туркменистана имени отца президента, Героя Туркменистана Атамурата Ниязова, молодежная организации имени Махтумкули, профсоюзы, всякие советы (по делам религии и другие), вошедшие, по инициативе Туркменбаши, в состав единого Общенационального движения «Галкыныш» (Возрождение). Бредовые идеи и предложения, рожденные в недрах чиновничьего и управленческого аппарата, а также вышеназванных организаций, через подконтрольные Туркменбаши средства массовой информации доводятся до сведения всех граждан страны. Предложения по переименованию населенных пунктов, идеи о присвоении очередного звания Героя Туркменистана Туркменбаши или о провозглашении наступившего года именем отца или матери президента, годом приравненной к корану книги президента Рухнама - все они зарождаются в недрах упомянутых общественных организаций, причем, между ними идет негласное соревнование: кто на сей раз придумает нечто такое, что переплюнет предыдущую идею.
А дальше происходит следующее. По своим каналам эти идеи доводятся до сведения Вождя. И если тот одобрит поступившее «с низов» предложение, даст, что называется, отмашку, то вся идеологическая машина тут же приводится в действие. В трудовых коллективах, в детских садах и яслях, в школах и госпиталях, в воинских частях и силовых структурах разворачивается кампания по проведению собраний и митингов, по подготовке и отправке на самый верх многочисленных писем и телеграмм в поддержку заранее одобренной самим президентом идеи или предложения. Протоколы собраний и митингов, копии писем и телеграмм тщательно собираются в местных хякимликах (мэриях) и затем вместе с сопроводительным ходатайством отправляются либо непосредственно самому Туркменбаши, либо в Меджлис (парламент) страны. В ходатайствах содержится просьба глав администарций местных органов власти узаконить «многочисленные пожелания» жителей велаята (области), «просьбы» трудовых коллективов и отдельных граждан и переименовать, скажем, город Красноводск в город Туркменбаши; изменить название месяца январь в национальном календаре на месяц Туркменбаши; переименовать субботу в рухгюн (в день духа); провозгласить год 2005-й годом священной Рухнамы... Одновременно с этим в средствах массовой информации разворачивается кампания в поддержку той или иной идеи. Кампания продолжается до тех пор, пока либо сам президент, либо Меджлис или высший орган представительной власти Халк Маслахаты (Народный Совет) не примут соответствующее решение, в котором обязательно будет подчеркнуто, что данный указ, данное постановление принято, «идя навстречу многочисленным обращениям коллективов, общественных организаций, ходатайству местных органов власти и министерств».
Это лишь один из способов работы ниязовской идеологической машины по имитации всенародной любви к Туркменбаши. Есть и немало других, направленных на создание из Туркменбаши некоего божества или, в крайнем случае, пророка, на восхваление его трудов, клеймение позором тех, кто в ноябре 2002 года покушался на жизнь «самого дорогого для всех туркмен человека».
Год 2005-й не внес никаких сбоев в работу идеологической машины, и обороты механизма оболванивания народа достигли таких величин, что иной раз тысячам «колесиков и винтиков» этой машины приходится начинать новую кампанию, не завершив до конца предыдущую. В газетах, например, еще вовсю шла кампания по всенародному одобрению решения Меджлиса страны о провозглашении 2005 года годом священной Рухнамы, как тут же началась другая - в связи с выходом в свет новой книги Туркменбаши «Весна моей духовности».
«Мы, честно говоря, уже устали от этого словоблудия в адрес вечно великого нашего Сердара, устали обманывать себя и своих читателей, - признается один из местных журналистов, пожелавший остаться неназванным. - Но что делать, если редактор обязал каждого готовить отклики на то или иное событие. Каждый день я и мои коллеги должны подготовить по три отклика. Приходится обзванивать своих знакомых и родственников, от их имени готовить к печати хвалебные и одобрительные отклики. Новая книга президента уже стала достоянием всех. Думали, на этом закончится, но нет - Туркменбаши лег в больницу на операцию его недремлющего ока. И все понеслось по новой - отклики с пожеланием быстрейшего выздоровления, репортажи из мечетей, предприятий и организаций, где по указанию хякимликов, руководителей министерств и ведомств устраиваются трапезы с жертвоприношением по случаю успешного проведения операции. Вы не поверите, этот обман так угнетает нас...».
Почти в каждом номере туркменских газет под рубрикой «Сердечные поздравления Сапармурату Туркменбаши» длинным списком публикуются имена руководителей, начальников, заведующих, приславших свои письма и телеграммы на имя Туркменбаши по случаю выхода в свет его новой книги или успешного проведения хирургической операции. Иностранец, из любопытства почитавший этот длинный список поздравивших Сердара и выразивших ему свою любовь и благодарность, и в самом деле может подумать, что Туркменбаши любим своим народом. Однако и здесь ларчик открывается просто. Вот что говорит по этому поводу заведующая детским садом г. Мары Н. Какабаева (фамилия изменена по просьбе самой женщины): «У нас и денег-то нет, чтобы отправить президенту поздравительную телеграмму - зарплату за декабрь прошлого года только-только выдали. В долгах ходим, как в шелках. Но каждый раз из хякимлика города или из управления образования нам говорят: вы должны отправить телеграмму президенту и поздравить его от имени коллектива, и тут же велят придти к ним за готовым текстом телеграммы. Сколько раз я выкладывала из своего кармана по 150 тысяч манатов за каждую телеграмму, а сколько раз приходилось собирать со своих работниц по 5-10 тысяч манатов! Не отправить телеграмму нельзя - в хякимлике есть люди, которые только тем и занимаются, что листают подшивки местных газет и выясняют, кто из руководителей отправил телеграмму, а кто нет. Слава Богу нас, детсадовских заведующих, не заставляют покупать жертвенного барана и устраивать садака по случаю успешного завершения операции на левом глазу президента. А вот все крупные предприятия и организации обязаны это сделать, пригласить на это ритуальное мероприятие людей с телевидения с тем, чтобы отснятый сюжет впоследствии был показан на каналах национального телевидения. Это мракобесие - другого слова я не нахожу. Но всем приходится молчать, ходить, стиснув зубы. Что-нибудь скажешь по поводу этого прессинга со стороны властных структур, и ты автоматически становишься плохим, ненадежным человеком, по этой причине тебя запросто могут лишить работы, обвинить в предательстве, объявить врагом народа. Так страшно...».
Туркменский народ уже пожинает плоды работы идеологической машины Туркменбаши. В процесс оболванивания и обмана включаются молодые кадры, воспитанные и зомбированные Рухнамой. В стране продолжается подмена истинных ценностей бутафорией, мыльным пузырем, пустышкой. Здесь все песни поются исключительно о Туркменбаши, о его матери, о его Рухнаме. Книжные полки магазинов заполнены его произведениями. Вступительные собеседования в вузы, экзамены на получение водительского удостоверения проводятся на основе книг великого писателя по имени Туркменбаши. Закрыты цирк, театр оперы и балета, а скоро, как сказал недавно Туркменбаши, закроются и все библиотеки в районных и велаятских центрах, так как там «и хороших книг не осталось уже, и никто туда не ходит».
А средства массовой информации и пропаганды, между тем, вовсю трубят о том, что «туркменский народ, благодаря своему Вождю вступил в свой золотой век», что «достижениям Туркменистана поражается весь мир», что лозунг «Халк. Ватан. Туркменбаши» (Народ. Родина. Туркменбаши) олицетворяет единство и сплоченность туркмен вокруг своего вечно великого Сапармурата. Оболванивание масс продолжается. Гуманитарная катастрофа становится неминуемой.