Irene. Мигранты: в поисках достойной жизни
09.07.07, geo.kz
Встречаются лидеры стран Центральной Азии. Начинает президент Узбекистана: «Народ Узбекистана живет хорошо. За прошедший год мы добились роста экономики на 10%, создали много рабочих мест:», продолжает таджикский лидер: «Мой народ тоже отлично живет, сократилось число голодающих, наблюдается также рост экономики, увеличилось число населения:», наступила очередьН.А Н-а: «Ну, ничего говорить не буду, по крайней мере, почти у каждого казаха в загородном доме по два узбека и таджика работают:»
Народное творчество всегда попадает в точку - недаром в Советском Союзе за особо удачные анекдоты даже сажали. С этим анекдотом история такая же. Правда, когда я только приехала в Казахстан, думала, что это преувеличение, шутка. Но через полгода мне и впрямь стало казаться, что среди всех рабочих на бесконечных стройках в Алматы и Астане нет ни одного гражданина Казахстана - исключительно узбеки и таджики. Потом такое же ощущение возникло в отношении продавцов продуктовых рынков (особенно это касается тех, кто продает овощи и фрукты).
Оказалось, это не просто мое ощущение: согласно докладу Всемирного Банка, опубликованному еще в январе 2007года, Казахстан занимает девятое место в списке ведущих стран мира, принимающих мигрантов.
Казахстан привлекает большое количество мигрантов из соседних стран Центральной Азии. При этом с момента наступления переходного периода Казахстан является также крупным источником миграции, чаще всего для России.
В первой десятке списка - Россия (2 место), Украина (4 место) и Польша (10 место). Причем аналитики утверждают, что более состоятельные мигранты из стран Центральной Азии предпочитают уезжать на заработки в Россию, а менее обеспеченные работники мигрируют в Казахстан.
И знаете, после поездки в Узбекистан в ноябре прошлого года, я могу понять почему: зарплата главного редактора республиканской газеты в Узбекистане составляла на тот момент около $200в месяц. Сравните с зарплатами в Алматы или Астане, и вопросов, почему столько образованных людей из того же Узбекистана соглашаются рисковать своей жизнью, работая на стройке очередной многоэтажки в Астане.
Доказательств того, что эта работа связана с риском, более чем достаточно - сообщения о гибели очередного рабочего на стройке появляются на сайтах в Казнете через день. Еще одним свидетельством может являться то, что каждый год более половины миллиона таджиков уезжают на заработки заграницу, а уже с начала этого года тела более 100 мигрантов были доставлены из России назад в Таджикистан (к сожалению, аналогичных данных по Казахстану нет).
Причем большинство этих людей работает нелегально, так что ни о каком пособии по болезни или увечью им, само собой, не положено, хорошо, если нелегалам их РАБотодатель выплатит заработанные ими же деньги. Треть из которых они, как правило, по возвращению домой тратят на больницы и лекарства - подлечить приобретенные «на заработках» болячки, чтобы иметь здоровье вновь уехать работать в Россию или Казахстан.
Дошло до того, что таджикская газета «Бизнес и политика» выступила с призывом учредить фонд обязательного страхования трудовых мигрантов, который бы защищал их семьи, а также их самих в случае смерти или болезни.
Вот только станет ли это решением проблемы - причем не только для Узбекистана, но и для любой страны Средней Азии - я не уверена. Потому что страхование, пусть даже обязательное, ни коим образом не является выходом из того экономического кризиса, в котором они все так или иначе находятся. Ведь не от хорошей же жизни и достойной зарплаты взрослые уезжают на долгое время за границу, бросая свои семьи и зная, что, возможно, больше никогда их и не увидят.