Брюссель против огромных плотин
2009-04-20, Независимая газета
Виктория Панфилова
Евросоюз заинтересовался водной проблемой Центральной Азии
У амбициозных проектов Центральной Азии - Рогунской и Камбаратинских ГЭС - появился еще один серьезный противник. Европейский союз официально порекомендовал «некоторым странам региона воздержаться от возведения огромных плотин». Об этом заявил спецпредставитель ЕС по странам Центральной Азии Пьер Морель, который в первой декаде апреля посетил Душанбе. По его словам, ЕС обеспокоен неравномерным распределением водных ресурсов в Центральной Азии и «рекомендует государствам региона пересмотреть отношения к водной проблеме». Для удовлетворения энергетических потребностей региона должны наращивать строительство малых ГЭС.
Позиция Евросоюза полностью совпадает с позицией Ташкента, который считает, что в результате возведения масштабных гидросооружений на трансграничных реках - Амударье и Сырдарье - Узбекистану, Казахстану и Туркмении будет нанесен колоссальный экологический, социальный и экономический ущерб.
Дело в том, что основным источником обеспечения водой в Центральной Азии являются Амударья и Сырдарья со своими притоками. 90% их объема воды приходится на находящиеся в верховьях этих рек Таджикистан и Киргизию. Узбекистан, Казахстан и Туркмения, находящиеся в низовьях рек, в случае возведения на них Таджикистаном и Киргизией крупных электростанций, каковыми по проектам являются Рогунская и Камбаратинские ГЭС, начнут испытывать серьезные проблемы в сельском хозяйстве. Отдельная тема - высыхающее Аральское море. Существенно уменьшившееся в последние десятилетия, оно может окончательно исчезнуть. Уже сейчас солевые и пылевые бури, образующиеся на поверхности обнаженной площади моря, уничтожают и без того небогатый растительный мир, а местные жители страдают болезнями дыхательных путей.
Проблема Арала и распределения водных ресурсов в регионе будет обсуждаться в конце апреля на саммите в Алма-Ате президентами стран региона. В преддверии мероприятия Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухамедов обсудили друг с другом по телефону этот вопрос. По мнению экспертов, три президента могут выступить «единым фронтом» против планов глав Таджикистана и Киргизии Эмомали Рахмона и Курманбека Бакиева, касающихся возведения масштабных гидроэнергетических сооружений.
Официальный Ташкент не раз заявлял, что в принципе не против строительства ГЭС, но при выполнении ряда условий. Посол Узбекистана в РФ Ильхом Нематов заметил «НГ», что в странах верховья трансграничных рек без проведения международной экспертизы, оценки экологического воздействия и согласования с соседями рассматриваются проекты строительства гидроэнергетических объектов на Амударье, Сырдарье и Зарафшане - речь идет о Камбаратинских ГЭС в Киргизии, Рогунской и Яванской ГЭС - в Таджикистане. «У узбекской стороны вызывает серьезную озабоченность, что без предварительных консультаций реализуются проекты «Камбарата-1» и «Камбарата-2» после выделения российской стороной средств на их строительство. Несмотря на четкую и понятную позицию, занятую руководством России относительно того, что ни одно гидротехническое сооружение в верховьях Амударьи и Сырдарьи не должно строиться в ущерб странам, находящимся внизу по течению этих рек», - сказал узбекский дипломат. По его словам, Узбекистан, используя все правовые нормы, будет продолжать выступать против строительства этих ГЭС без проведения независимой экспертизы. Этой же позции придерживается и ЕС.
В Бишкеке полагают, что позиция ЕС отличается определенным эгоизмом. «С момента принятия в 2007 году Стратегии ЕС по Центральной Азии в регионе развернулась жесткая борьба и конкуренция между ЕС и Россией в части перераспределения гидроэнергетических ресурсов», - сказал «НГ» профессор Киргизско-российского славянского университета Нур Омаров. Дискуссия, которая развернулась после совместного заявления Дмитрия Медведева и Ислама Каримова, сделанного в Ташкенте в декабре 2008 года, имеет политическую подоплеку. «В данном случае идет борьба между Россией, Евросоюзом и США за контроль над водными ресурсами Центральной Азии», - считает Омаров. Он отметил, что у Киргизии нет запасов нефти и газа и развитие гидроэнергетики - единственный выход в решении проблемы обеспечения населения теплом и светом.
Российский эксперт Института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что проекты - Рогунская и Камбаратинские ГЭС - необходимо разделить. «Ситуация на Амударье, где планируется возвести Рогунскую ГЭС, более тяжелая, нежели на Сырдарье. Это связано с тем, что Казахстан построил на этой реке Коксарайское водохранилище и дамбу, благодаря чему идет наполнение казахстанской части Аральского моря. Что касается Амударьи, то на этой реке ситуация имеет тенденцию к ухудшению»,- сказал «НГ» Аждар Куртов. По его мнению, Таджикистан все же взял завышенную планку при строительстве плотины. В будущем это несомненно приведет к различным проблемам, а уже сегодня Узбекистан на четверть недополучил воды, особенно пострадала Хорезмская область. По мнению российского эксперта, Узбекистан и Туркмения будут активно выступать лишь против Рогуна. «К тому же Камбаратинские ГЭС на Сырдарье намерена возводить Россия, и вряд ли Ташкент и Ашхабад пойдут на серьезные обострения с Москвой», - полагает Куртов.
У Душанбе свой взгляд на ситуацию. Здесь не считают, что Рогунская ГЭС несет угрозы соседям. И продолжают активно искать инвесторов, правда, пока без успеха. А после заявления ЕС желающих взяться за строительство Рогуна явно не прибавится. Потому Таджикистан для начала решил обойтись собственными силами, в этом году в бюджете под строительство этой ГЭС заложено около 150 млн. долл.
Таджикские специалисты утверждают, что в долгосрочной перспективе Рогун выгоден не только Таджикистану, но и Узбекистану в вопросах получения воды в засушливые сезоны. Говоря о возможных экологических проблемах, национальный координатор Боннской конвенции в Таджикистане, эксперт в области охраны природы Алихон Латифи заявил, что Рогунская ГЭС позволила бы регулировать сток и стала бы своеобразной гарантией Узбекистану в том, что в маловодные годы системы двух водохранилищ - Рогунской и Нурекской - будут лучше обеспечивать ниженаходящиеся узбекские поля. «Мы будем получать гарантированную электроэнергию, а Узбекистан - гарантированную воду для сельскохозяйственных нужд», - сказал Латифи.
Директор Института стратегических исследований при президенте РТ Сухроб Шарипов сказал «НГ», что Таджикистан учитывает международное мнение, но с рогунским проектом не расстанется. «Мы, как и Евросоюз, обеспокоены неравномерным использованием водных ресурсов и выступаем за то, чтобы все наши гидроэнергетические сооружения стали положительным фактором и способствовали социально-экономическому росту в регионе», - пояснил Шарипов. При этом эксперт отметил, что Таджикистан принял Стратегию развития гидроэнергетических проектов и намерен ее придерживаться. «Только в нынешнем году мы планируем сдать в эксплуатацию около 50 малых ГЭС. За последние годы было запущено более 300 малых ГЭС», - сообщил «НГ» Сухроб Шарипов. Он также напомнил, что в мае 2008 года будет сдана в эксплуатацию Сангтудинская ГЭС-1. На ее открытие приедет лично президент России Дмитрий Медведев. В начале 2011 года планируется завершить строительство Сангтудинской ГЭС-2. «Началось строительство средних ГЭС на реках Хингоу и притоках реки Заравшан. Планов строительства малых и средних ГЭС достаточно много, но нужны инвестиции. А Евросоюз, предлагая наращивать их строительство, об инвестициях не вспоминает», - заметил Шарипов. По его словам, малые и средние ГЭС никак не помешают строительству Рогунской ГЭС. Каждая из них несет свою нагрузки и играет свою роль в социально-экономической жизни региона. «Поэтому я не думаю, что республика станет пересматривать стратегию и развитие гидроэнергетической отрасли», - резюмировал Сухроб Шарипов.