Аркадий Дубнов: Узбеки роют траншеи и возводят стены, чтобы киргизский враг не перепрыгнул
11 июня 2009, 20:52, CA-NEWS
CA-NEWS (UZ) - Государственная ограда
«Новая газета - Казахстан», Казахстан 11.06.2009 г. Аркадий Дубнов, обозреватель «Время новостей»
Как же вовремя начато возведение стен и рытье канав на границе с Киргизией, аккурат за несколько дней до саммитов ОДКБ в Москве и ШОС в Екатеринбурге
Обожаю конспирологию. Всегда можно повеселиться. Вот, например, пару недель назад оказался на одной конференции в Бухаресте вместе с замечательным человеком, председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем. Так вот, он на полном серьезе делился своими изысканиями, согласно которым КГБ по указанию Горбачева разрушил Варшавский договор, или, как называли его в советские времена на Западе, Восточный блок.
Вспомнил эту теорию, которая тешит отечественное тщеславие гордостью за свои спецслужбы, буквально пару дней назад, когда узнал о высокой землеройной активности, охватившей узбекских начальников вдоль своей стороны киргизско-узбекской границы.
Там, на участке между Киргизией и Андижанской областью Узбекистана, надрывно, без устали урчат мощные экскаваторы. Они роют трехметровые - в глубину и ширину - траншеи. Такие, чтобы никакой враг, будь то простой бандит или идеологический исламист, не смог бы их перепрыгнуть, разбежавшись с киргизской стороны. Утверждают, что поводом к рытью антитеррористических траншей стали события, произошедшие в ночь на 26 мая в узбекском Ханабаде.
Тогда неизвестные боевики совершили нападение на милицейский блокпост. Сообщения о жертвах разнятся - от двух человек, по официальной версии, до полутора десятков, по, очевидно, преувеличенной неофициальной... Главное же в том, что сразу после случившегося узбекские власти точно указали, откуда «ветер дует» - из Киргизии злоумышленники проникли. Разумеется, с той стороны эти наветы тут же опровергли киргизские пограничники.
Что касается узбекской стороны, то здесь ни один начальник - ни местный в Андижане, ни центральный в Ташкенте - еще не подтвердил факт возведения фортификационных сооружений на границе с братской страной. Так что пока приходится считать все это исключительно неофициальной, а то и вовсе частной деятельностью. Правда, выглядит эта деятельность покруче той, что когда-то, почти полвека назад, продемонстрировали власти первого (и последнего) в истории рабоче-крестьянского немецкого государства. Ведь, если верить самым последним сообщениям узбекской службы «Радио Свобода», то в Риштанском районе теперь уже Ферганской области Узбекистана вдоль границы с Киргизией возводятся стены высотой в семь (!) метров.
Куда до подобных масштабов немецким рабочим и крестьянам, построившим - пусть за одну ночь - стену, явно пониже.
Впрочем, вряд ли именно немецкий пример вдохновил узбекских фортификационных творцов. Скорее всего, они брали пример с израильтян, отгородившихся стеной от палестинских боевиков. Или даже от американцев, выстроивших стену на границе с Мексикой в попытке укоротить поток идущей оттуда нелегальной иммиграции Однако как в первом, так и втором случаях угрозы терроризма и опасности иммиграции общеизвестны и хорошо доказаны. В отличие от узбекско-киргизского прецедента.
Кстати, об этом прецеденте: почему в Риштане, отгораживаясь от киргизов, строят ввысь, а в остальных местах копают вниз, местные жители объяснили просто. Когда в Риштане роют канавы, они сразу заполняются водой, такие уж там особенности почвы. Поэтому приходится привлекать там вместо экскаваторов зэков для возведения саманных стен.
Так вот, о конспирологии. Когда после событий 26 мая одна за другой стали выдвигаться различные версии случившегося, одной из них была уже привычная и до удивления регулярная применительно к Узбекистану. Мол, за всем этим стоят узбекские спецслужбы, которым постоянно нужно воспроизводить источники опасности, требующие усиления их деятельности.
Еще пару недель назад, сразу после 26 мая, к таким теориям я отнесся, как всегда, привычно-иронично. Однако «траншейно-стенные» новости заставили меня дрогнуть. Начинаю подозревать умыслы и замыслы. Рассуждаю просто. Как же вовремя случились эти нападения в Ханабаде и необычно невозмутимо отнесся к ним узбекский президент, не отменивший в те дни своего визита в Бразилию! Он приехал к пограничникам, уже вернувшись из далеких краев, справедливо наградив их за ратный труд по охране созидательного труда узбекских рабочих и дехкан.
Как же вовремя начато возведение стен и рытье канав на границе с Киргизией, аккурат за несколько дней до саммитов ОДКБ в Москве (14 июня) и ШОС в Екатеринбурге (15-16 июня)!
Ведь если союзники, и там и там, станут недоумевать, зачем Ташкент постоянно ставит палки в колеса военному сотрудничеству в ОДКБ, мешает созданию так необходимых всем Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), Ислам Абдуганиевич Каримов сначала подробно, на закрытой встрече в узком кругу коллег, а затем более популярно, в широкой аудитории на телекамеры и диктофоны, все и объяснит. Так, мол, и так, невозможно нам тесно сотрудничать и тем более доверять друг другу, если с территории ближайшего партнера и союзника постоянно исходит угроза миру. Он даже, если захочет, может напомнить коллегам, как пытался еще 10 лет назад упредить эту угрозу на таджикском направлении, отдав указание заминировать там границу. С тех пор там гибли пастухи и подрывался крупный и мелкий рогатый скот.
Президента Узбекистана, конечно, могут спросить, а зачем же в таких, скажем так, стрёмных условиях решил вступать в ОДКБ, где и Киргизия, и тот же Таджикистан присутствуют? Но, уверен, не станут про это спрашивать, иначе неловкость выйдет. Иначе Ислам Абдуганиевич переадресует этот вопрос в сторону отсутствующего Владимира Владимировича, который сам ненавязчиво предлагал Ташкенту вернуться туда, откуда он так неосторожно вышел 10 лет назад. Конечно, узбекский президент мог и отказаться, но куда ему было деваться четыре года назад после андижанских событий? Надо было уметь быть благодарным Москве, оказавшейся чуть ли не единственной мировой столицей, которая не стала пенять Ташкенту за массовое кровопролитие, устроенное 13 мая 2005 года.
Но не исключено, что все эти приготовления окажутся лишними. Никто и ни о чем таком особенном не станет спрашивать президента Узбекистана. Потому что все взоры будут устремлены в сторону президентов России, Белоруссии и Казахстана. Вот уж кто окажется в роли главных ньюсмейкеров после объявления 9 июня о практически полной готовности этой тройки создать к 1 января 2010 года Таможенный союз. А уж после ошеломляющей сенсации, что они всем общим этим таможенным табором подадут заявку на вступление в ВТО, все и вовсе могут забыть траншейные новости с узбекско-киргизской границы. Впрочем, стены от этого только будут крепче.