CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Интернет-журнал "Оазис"

12 июня 2009

«Игла» метадона

? 11 (103) Июнь 2009, Интернет-журнал "Оазис"

Рауф Азизов (Душанбе)

«Достать наркотики в Душанбе - не проблема. Выходишь из ворот университета, и рядом стоят ребята, у которых всегда есть коробок с анашой. Найдутся и другие наркотики», - поделилась со мной 22-летняя Манзура, студентка одного из вузов Таджикистана...

Вдоль протяжённой таджикско-афганской границы, несмотря на все принимаемые меры, до сих пор существуют неукреплённые участки рубежей, что только на руку наркоконтрабандистам. Практически каждый день правоохранительные и силовые структуры страны сообщают об изъятии наркотических средств. Однако нужно признать, что определённая часть зелья всё же доходит до потребителей. На таджикском подпольном рынке наркотиков представлен весь «цвет» наркотических веществ: героин, опий-сырец, каннабис. В меньшей степени, в виду их дороговизны, представлены синтетические наркотики типа таблеток «экстази», МДМА и других «клубных» наркотиков. Случаев обнаружения таких наркотиков, как кокаин или ЛСД не было, хотя информация в правоохранительных органах об их наличии в определённых кругах наркопотребителей всё же имеется.

Героин в конце 90-х годов прошлого столетия стал самым распространённым на рынке Таджикистана наркотиком.

«Раньше наркотиков не было так много, а про героин вообще никто ничего не знал. И наркоманов было намного меньше. Все «ханщики» (человек, употребляющий опиаты - прим. ред.) в городе друг друга знали, их можно было по пальцам посчитать. «Шану» (каннабис) многие курили, но «конченых» «шанобесов» тоже было не очень много. А в последние лет 10 пошло-поехало: шана - какая хочешь; ханки тоже много стало. Потом героин появился и этих наркотиков стало меньше. Одно время они вообще пропали. Такое впечатление, что это специально делали, чтобы всех на «геру» (героин - прим. авт.) посадить» - эти слова К.З., потребителя наркотиков с многолетним стажем, как нельзя лучше определяют ситуацию на наркорынке Таджикистана в начале XХI века.

По результатам исследования, проведенного ещё в 2002 г. Региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии, количество наркозависимых людей в Таджикистане составляло 50 тысяч человек. Отмечалось, что 91% из них, или же 45 тысяч, потребляют опиаты - это 1% от семимиллионного населения Таджикистана в возрасте от 15 лет и выше.

Вместе с тем, за последние несколько лет в ежегодных публикациях «Мировые тенденции незаконного оборота наркотиков» по Таджикистану было подсчитано, что 3,4% населения (120 тысяч человек) от 15 лет и выше потребляют наркотики каннабисной группы. Социологическое исследование, проведённое таджикскими специалистами-наркологами, показало, что в настоящее время реальное число наркозависимых людей в Таджикистане составляет около 150 тысяч человек, две трети из которых в возрасте до 29 лет испытывают героиновую зависимость.

«Особую тревогу вызывает тот факт, что 43,7% из общего числа наркозависимых, являются инъекционными потребителями наркотиков», - отмечают авторы исследования.

Подобное исследование проводилось в 2003 г. и Агентством по контролю за наркотиками при президенте страны. «В стране насчитывается от 55 до 75 тысяч больных наркоманией, из которых 80% - потребители героина», - таковы результаты исследования антинаркотического ведомства. Эти цифры в целом подтверждают мнение экспертов Всемирной организации здравоохранения о том, что за медицинской помощью обращается не более 10% страдающих наркоманией людей.

Так, по официальным данным министерства здравоохранения, количество лиц с диагнозом «наркомания» в стране в 2008 г. незначительно увеличилось и составило 8 732 человека. Сохранилась и тенденция роста наркоманов из числа женщин, особенно в городе Душанбе и Согдийской области (север страны). Вырос удельный вес наркозависимых в возрасте до 30 лет. Из общего числа, состоящих на учете наркозависимых, 79,3% составляют больные героиновой наркоманией, 6,7% - гашишной, 8,6% - опийной и 5,4% - больные полинаркоманией. В 2008 г. на 9,7% увеличилось количество наркоманов, употребляющих наркотики инъекционным путём. Их удельный вес составил 62,8% к общему числу больных наркоманией.

Согласно данным Республиканского центра борьбы с ВИЧ/СПИД, в 2008 году в Таджикистане зарегистрировано около 1,5 тысячи случаев заражения ВИЧ-инфекцией, причём из общего количества инфицированных 786 или 55,2% являются инъекционными потребителями наркотиков.

Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, можно предположить, что в Таджикистане насчитывается ориентировочно до 135 тысяч потребителей наркотиков, 75 тысяч из которых потребляют опиаты, а 60 тысяч - практикуют инъекционное потребление героина.

В Таджикистане проблема героиновой наркомании впервые возникла в 1997 г., когда в Республиканском клиническом центре наркологии были взяты на учет 57 человек с соответствующим диагнозом. С тех пор официально зарегистрированное количество людей, страдающих героиновой зависимостью, постоянно увеличивалось, достигнув к 2003 г. 6 800 человек. Однако за последние пять лет - с 2004 по 2008 гг. - тенденция роста количества наркозависимых в стране значительно уменьшилась. Так, рост числа потребителей наркотиков в 2008 г. составил по отношению к 2007 г. всего 0,9%.

Как известно, наркомания - это физическая, психологическая и социальная зависимость. Обычно у человека после нескольких приёмов наркотических средств развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотиков. Есть и иная, значительно более глубокая зависимость, называемая физической. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание, и наркотики становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает у человека так называемый абстинентный синдром (синдром отмены). Потребитель наркотиков вынужден систематически принимать зелье и увеличивать дозу, чтобы вызвать состояние дурмана.

Поэтому и лечение наркомании должно пройти через все три этапа: медикаментозное лечение, психологическая поддержка и социальная реабилитация зависимых. Рассмотрим, как обстоит дело с медикаментозным лечением наркозависимости в Таджикистане.

Необходимую наркологическую помощь оказывают соответствующие учреждения министерства здравоохранения, которые испытывают, по признанию самих медиков, острую нехватку материально-технических средств, медикаментов и квалифицированных специалистов. Слабая материально-техническая база и непривлекательность условий для больных в наркологических учреждениях негативно влияют на эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактику наркозависимости. В большинстве лечебных учреждений лечение ограничивается детоксикацией, то есть проводится только первый его этап. После этого больной, оказавшись в прежнем окружении без поддержки, вновь начинает потребление наркотиков.

Ситуация, на взгляд местных экспертов, такова, «что пациенты не видят смысла обращаться в наркологические учреждения, так как те не в состоянии оказать им никакой реальной помощи».

С целью снижения риска заболеваниями ВИЧ/СПИД и наркоманией, Национальный координационный совет по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией в Таджикистане принял решение о создании рабочей группы с целью изучения и внедрения заместительной терапии среди инъекционных потребителей наркотиков и последующего создания пилотных пунктов для внедрения данного метода. По словам Амонулло Гоибова, руководителя рабочей группы, «заместительная терапия мало знакома таджикским специалистам и на данном этапе необходимо изучить опыт в странах ближнего зарубежья, где она уже доказала свою эффективность на практике».

Попробуем разобраться, что же это такое - заместительная терапия, и где она доказала свою эффективность на практике?

Метадон, он же адольфин, был синтезирован в 1944 г. в фашистской Германии и назван так в честь Адольфа Гитлера. Страна тогда остро нуждалась в лекарствах, которые могли бы эффективно снимать болевой шок у раненых солдат. После разгрома нацистов и падения Берлина английские войска изъяли методику изготовления этого вещества вместе с другими трофеями. Чуть позже, в 1954 г., название сменили на «метадон». Клинически впервые метадон изучен в 1946 г. в США в госпитале Кентукки, где было установлено, что он является наркотическим анальгетиком, подобным морфину, но отличается большей продолжительностью действия, подразумевая и обезболивающий эффект, и эйфорию.

Идея широко применять заменитель морфия для того, чтобы позволить потребителям героина вести «более комфортное и полезное существование», зародилась в 1955 г. в стенах Медицинской академии Нью-Йорка.

Повторное открытие метадона как препарата для лечения опийной наркомании произошло в 60-х годах. В качестве средства выбора для заместительной терапии впервые его применили Венсан Дол (V.Dole) и Мари Нисвандер (M.Nyswander) в США в 1964 г., и с тех пор эта методика стала распространяться во многих странах мира. Авторы метода исходили из собственного постулата, гласившего, что наркотическая зависимость связана с нарушением обмена и должна лечиться с помощью метадона так же, как, к примеру, гипергликемия при сахарном диабете лечится гипогликемическими средствами. Вначале они провозгласили отсутствие необходимости применения других способов воздействия на симптоматику болезни, например, лечения психотропными препаратами и психотерапии, так как предполагалось, что «метадон способен решать все терапевтические задачи». Однако в дальнейшем, по мере накопления отрицательных результатов лечения, оптимизм в отношении возможностей метода в значительной степени уменьшился, и терапия стала более сложной.

Накопленный к концу 70-х годов XX века практический опыт многих врачей во всём мире показал, что использование метадона в качестве заместительной терапии больных героиновой наркоманией привело к быстрому созданию следующей новой, ещё более тяжёлой в плане дальнейшего прогноза, группы наркобольных. На этот раз зависимых уже от метадона. Одним из основных недостатков метадоновой терапии является то, что некоторые пациенты быстро привыкают к нему и затем вынуждены принимать этот препарат годами, так как формируется клиническая картина физической зависимости от него.

Существуют два противоположных мнения по вопросу о вероятности использования этого препарата в наркологической практике. Защитники метадоновых программ утверждают, что возможность получения метадона позволяет привлекать наркопотребителей в существующие лечебно-реабилитационные программы, а информация о таких программах способствует вступлению медиков и социальных работников в контакт с ними. По их мнению, заместительная метадоновая терапия - решительный шаг к получению возможности контроля за больными наркоманией и к снижению вреда от незаконного употребления наркотиков.

Их оппоненты, противники заместительной метадоновой терапии, утверждают, что использование метадона недопустимо, так как замена одного наркотика другим принципиально не решает проблем борьбы с наркоманией.

Между этими противоположными мнениями находится точка зрения, что заместительную метадоновую терапию следует применять у безнадёжных наркоманов, с большим стажем наркотизации, и у больных, которые сами изъявляют желание перейти на метадон. Приверженцы этой позиции видят главное преимущество применения метадона опять-таки в привлечении наркоманов в лечебные программы, то есть в переходе к контролируемому потреблению, как они считают, более слабых в сравнении с героином, наркотиков.

Метадон в качестве средства для детоксикации широко используется в Великобритании, Таиланде, Нидерландах, частично в некоторых центрах Австралии и Канады, в некоторых штатах США, а также в Норвегии, Италии, и других странах Западной Европы. Кроме того, недавно эти программы начали работать и в странах Восточной Европы - Польше, Румынии, Словакии, Словении и некоторых других.

Вместе с тем, в последнее время программы заместительной метадоновой терапии в большинстве стран, где они в своё время были популярны, на сегодняшний день постепенно сворачиваются, а некоторые страны - постоянные потребители метадона (например, Швейцария, Австралия, Бельгия, Великобритания) переходят на выдачу больным наркоманией героина, поскольку применение метадона себя не оправдало. Германия заявила, что в ближайшее время также планирует перейти на раздачу героина в связи с возросшим количеством смертельных случаев от передозировок на фоне заместительной метадоновой терапии. Соответствующее решение было принято в конце мая 2009 г.

Жизнь показала полную несостоятельность «метадоновых программ», метадон оказался опасным наркотиком, который в списке Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года находится рядом с героином. 1 мг метадона замещает действие 4 мг морфина. Следовательно, 50 мг метадона могут заменить 200 мг героина.

В соседнем Кыргызстане, где метадоновая терапия «успешно» внедряется с 2002 г., когда в Бишкеке и Оше были запущены пилотные проекты, а с 2006 г. реализуется государственная программа по внедрению заместительной метадоновой терапии, количество наркозависимых увеличилось с 7 842 человек в 2006 г. до 9 314 в 2008 г.

Увеличилось в 2 раза и число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных: с 1 070 в 2006 г. до 2 031 в 2008 г.

Еще в 1970 г. на 23-й сессии ООН был заслушан доклад Комиссии по наркотическим средствам, где по результатам научных исследований была отмечена опасность применения метода заместительной терапии и выражены сомнения в целесообразности лечения наркотической зависимости путём замены одного наркотика другим.

Остаётся надеяться, что государственные чиновники в Таджикистане при решении вопроса о заместительной терапии будут руководствоваться текстом резолюции ?2 дипломатической конференции ООН 1961 г., единогласно одобренной представителями более 150 государств, в котором однозначно указывается на то, что лечение наркозависимых людей должно происходить в свободной от наркотиков атмосфере.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяТуркменская ось : Интернет-журнал "Оазис"
Следующая статьяРоссия направила гуманитарную помощь в Таджикистан - - ИА REGNUM