А.Дубнов: Ташкент сопротивляется попыткам Москвы создать военный кулак в Центральной Азии
08:11 12.06.2009, ЦентрАзия
"НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В НАТО", НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
Ташкент сопротивляется попыткам Москвы создать военный кулак в Центральной Азии
Без особого энтузиазма идет процесс создания Коллективных сил оперативного реагирования(КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности(ОДКБ) СНГ. Решение о создании КСОР, принятое 4 февраля на саммите ОДКБ в Москве при "особом мнении" Узбекистана, согласно достигнутым тогда договоренностям, должно быть овеществлено в соглашение, подготовленное к следующему саммиту Организации 14 июня. Он, как и предыдущие, а также все последующие саммиты ОДКБ, будет проходить также в Москве.
Однако, за несколько дней до встречи лидеров семи государств, входящих в военно-политическую группировку ближайших союзников России(помимо нее в нее входят Ариения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) обнаружились серьезные препятствия на пути к реализации решения о создании КСОР. Это стало известно на прошлой неделе после московской встречи министров обороны ОДКБ. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что "есть несколько расхождений между шестью государствами ОДКБ и Узбекистаном по вопросам функционирования КСОР". Кроме того, добавил генерал Бордюжа, "Армения продолжает настаивать на установлении более конкретных сроков готовности этих сил". Что означали последние слова, российский генерал не пояснил.
В Ереване эти замечания генсека ОДКБ были восприняты с недоумением, однако какие-либо официальные комментарии по этому поводу там делать не стали. Высокопоставленный представитель МИД Армении на условиях анонимности сказал автору этих строк, что высказывания г-на Бордюжи могли неправильно интерпретировать, а затем заметил, что такой могла оказаться реакция российского генерала на вопросы, которые не могли не задавать ему армянские представители в ОДКБ. Они были вполне прогнозируемыми и касались одной темы: какой может быть реакция ОДКБ в случае, если Армения подвернется нападению своего восточного соседа(Азербайджана - А.Д.)? Ответ был не менее очевиден: реакция будет нейтральной. В такой ситуации, рассуждает армянский дипломат, естественен следующий вопрос: а так ли уж нужна нам эта Организация и тем более, актуально ли для нас участие в ее Коллективных силах, ведь всем понятно, что Армения не станет посылать своих солдат в случае возникновения военных действий, скажем, в Центральной Азии?
Действительно, и это не секрет, отправной точкой в инициировании идеи о создании КСОР являлась обеспокоенность "высоким конфликтным потенциалом" в Центральной Азии. Но и другой член ОДКБ, - Белоруссия, так же, как и Армения, не относящаяся к этому региону, неоднократно давала понять, что не станет принимать участие в каком- либо вооруженном конфликте, который может там вспыхнуть. В Минске напоминают о белорусской конституции, запрещающей посылать своих военнослужащих за пределы страны.
Выясняется, что концептуальные препятствия, лежащие на пути создания КСОР, возникают и в самой Центральной Азии. Это стало очевидно еще 4 февраля, когда президент Узбекистана Ислам Каримов на саммите ОДКБ в Москве откровенно заявил, что не позволит узбекским солдатам воевать за пределами своей страны. Тогда же узбекский лидер выступил против участия в структурах КСОР, помимо армейских подразделений, также и частей специального назначения, МВД, МЧС, сил нацбезопасности.
На совещании министров обороны ОДКБ на прошлой неделе в Москве эти возражения, или "расхождения", как назвал их генерал Бордюжа, между шестеркой ОДКБ и примкнувшим последним к Организации Узбекистаном были названы конкретно "анонимным военно-политическим источником в России" в интервью агентству "Интерфакс". Во-первых, Ташкент настаивает, чтобы решения о применении коллективных сил принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов стран ОДКБ. Во-вторых, Узбекистан требует, чтобы подразделения КСОР не отправлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. В-третьих, Ташкент требует запрета на участие подразделений КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В-четвертых, он считает, что соглашение о КСОР должно вступить в силу не сразу после подписания, а лишь после ратификации всеми странами-участницами.
Условия, выставленные Ташкентом, ясно дают понять, что в Узбекистане опасаются стать объектом "оказания военной помощи" со стороны своих партнеров без своего собственного на то согласия. Об этом красноречиво свидетельствует первый пункт.
Учитывая, что у Узбекистана до сих пор весьма непростые отношения с ближайшими соседями Киргизией и Таджикистаном(чего только стоят до конца не разминированные границы Узбекистана с этими государствами - А.Д.), нельзя исключать здесь вероятность развития по самому худшему сценарию: И в такой ситуации Ташкент не желает вмешательства КСОР, о чем говорит третье условие. Наконец, четвертое условие, о необходимости утверждения соглашения в парламенте, дает возможность бесконечно тормозить его вступление в силу. Это чрезвычайно удобная уловка, всегда можно сослаться на мнение депутатов, или на vox populi, глас народа, который против...
В этих условиях генерал Николай Бордюжа демонстрирует завидный оптимизм, выражая надежду, что в оставшееся до 14 июня время удастся разрешить существующие с Узбекистаном разногласия. Верится в это с трудом, особенно если вспомнить, что с этой целью генсек ОДКБ 21-22 июня совершил не слишком удачную поездку в Ташкент, где так и не дождался аудиенции у Ислама Каримова.
Не меньший оптимизм в отношении перспектив КСОР испытывают и в министерстве обороны России. Пресс-секретарь ведомства Алексей Кузнецов рассказал о "разворачивании работ по формированию единых стандартов в оснащении воинских контингентов КСОР", о "подготовке предложений по общим подходам к обеспечению оперативной совместимости КСОР". "Мы уже продемонстрировали нашим партнерам образцы полевой формы одежды российского производства и предложили обеспечить ей воинские контингенты КСОР", с воодушевлением докладывал журналистам о важной проделанной работе Алексей Кузнецов.
Похоже, что подобный стиль "подготовки предложений по общим подходам" наиболее полно характеризует уровень готовности военных структур стран ОДКБ к формированию Коллективных сил оперативного реагирования. Пока известно лишь о решении российского руководства выделить в состав КСОР одну воздушно-десантную дивизию и одну штурмовую бригаду, такую же бригаду решил выделить и Казахстан. О планах других государств на этот счет никаких сведений нет.
Весьма симптоматичным в этой связи выглядело заявление, сделанной на днях Леонидом Мальцевым, министром обороны Белоруссии, к которой перешло от Армении председательство в ОДКБ. Он сообщил, что в августе-сентябре этого года на территории России, Белоруссии и Казахстана пройдут военные учения стран ОДКБ. "Учения будут носить исследовательский характер, заявил министр, - они позволят дать ответ на многие вопросы, возникающие при создании и практическом применении КСОР". При этом, по словам Леонида Мальцева, "в учениях примет участие региональная группировка войск России и Белоруссии". Что касается участия других стран ОДКБ, то "заявки этим странам разосланы, они изучаются, и в ближайшее время мы с этим определимся", бодро рапортовал белорусский министр обороны.
По подобной проработке "исследовательских" военных учений можно также судить об уровне готовности к формированию КСОР. Однако, корень проблем, судя по всему, в другом. Идея создания Коллективных сил была впервые озвучена президентом России Дмитрием Медведевым в сентябре прошлого года в ходе саммита ОДКБ в Душанбе. Тогда, сразу после августовской российско-грузинской войны Москве удалось добиться от партнеров "осуждения" действий Грузии в Абхазии и Южной Осетии. Но это оказалось высшим проявлением лояльности союзников, никто из них не последовал примеру Москвы и до сих пор не признал независимость этих республик. Однако тогда, по-видимому, в Москве сочли создавшийся момент чрезвычайно удобным для выстраивания в своем окружении еще более тесных уз военного сотрудничества, как заявлял чуть позже Дмитрий Медведев, - "не хуже, чем в НАТО". Похоже, подобные оценки не имели под собой достаточных оснований. До сих пор, в отличие от НАТО, внутри ОДКБ нет взаимного доверия между ее членами, более того, отсутствуют и общие ценности. Скандальные высказывания президента Белоруссии, сделанные им на днях в адрес России и ее руководства - лишнее тому подтверждение.
От редактора: Аркадий Дубнов является московским политическим аналитиком. Его статьи регулярно публикуются в газете "Время новостей".
9.VI.2009
Источник - Eurasianet