CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

liter.kz

С Божьей помощью : Liter.KZ

19 июня 2009

С Божьей помощью

19.06.2009, Liter.KZ

Русская православная церковь выступает за диалог с исламом

Накануне Съезда лидеров мировых религий, который скоро состоится в Астане, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал православных и мусульман СНГ к активизации диалога и взаимодействия в связи с умножающимися в мире попытками поссорить христиан и последователей ислама и предать забвению традиционные нравственные ценности. Обращение патриарха в среду на научно-практической конференции в Москве огласил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Призыв к консолидации прозвучал довольно неожиданно. Неужели Русская православная церковь решила объединиться перед лицом общего врага, и если это правда, то кто он, этот враг? Об этом Всеволод Чаплин рассказал в эксклюзивном интервью газете «Литер».

В последнее время за деятельностью РПЦ внимательно следят наблюдатели, полагающие, что церковь готова к каким-то переменам, которые позволят не отставать от ритма современности. Видимо, какие-то движения в эту сторону уже в скором могут начаться. Во всяком случае, поводов для того, чтобы утверждать обратное, теперь нет не только у мирян, но и у представителей РПЦ.

- Всеволод Анатольевич, почему именно сейчас прозвучал призыв к активизации диалога между исламом и христианством?

- Мы об этом говорим все время. Православные христиане и мусульмане имеют богатый опыт мирной совместной жизни, наши народы дружат веками, прекрасно взаимодействуют на протяжении долгого времени. За примерами далеко ходить не надо: это было и во времена Российской империи, после - при советской власти и сейчас, в современном мире, ничего не изменилось. Православные и мусульмане всегда жили мирно, и нам всегда есть что сказать вместе тем силам, которые сегодня хотят сбросить религию на обочину общественной жизни, выступают за размывание многовековых моральных и духовных устоев, смеются над нравственностью и традициями. Я думаю, мы вместе можем в непростом диалоге с этими силами отстаивать ценности наших народов.

- Самая свежая угроза миру - ситуация в Северной Корее. Как реагирует на нее Русская православная церковь?

- Очевидно, что без ядерного оружия жить было бы лучше. Но в сегодняшних условиях, когда всему миру пытаются навязать одну общественно-политическую модель, многие страны ищут возможность завладеть ядерным оружием. И мало просто призывать к отказу от него. Чтобы отказ от него был возможен, нужно, чтобы любой народ был уверен, что его исторический выбор не будет кем-то осужден или изменен силой. Вот когда появятся такие гарантии, количество желающих владеть ядерным оружием уменьшится в разы.

- Особенно хотят заполучить ядерное оружие террористы. Сегодня в мире слово «терроризм» все чаще пишется в сочетании со словом «исламский». «Исламский терроризм» - это правильный термин?

- Это очень плохой термин. Пришел он с Запада. Там испытывают предвзятое отношение не только к мусульманам, но и к православным, правда - пока в меньшей мере. Исламский терроризм - это штамп, которым сейчас активно пользуются западные СМИ. И это не добавляет им чести. Я считаю, что и СМИ, и политики должны уметь находить различия между миролюбивыми народами и экстремистами. То же самое касается и отношения к религии. Террорист может быть кем угодно по вероисповеданию. Но религия тут ни при чем.

- Не только западные СМИ регулярно используют этот термин. Российские газеты и каналы тоже не стесняются.

- Да, согласен. Это общемировая тенденция, и бороться с ней надо везде. И на Западе, и в России, и во всех странах, где люди ошибочно причисляют террористов к религии.

- Говорят, когда представители всех религий начнут регулярно собираться за одним столом и обсуждать проблемы, тогда и проблемы действительно начнут решаться. Как вы относитесь к проведениям различных мировых религиозных форумов? Не проводят ли их для галочки или с их помощью действительно можно о чем-то договориться, например прекратить войну, начать переговорный процесс?

- Ну давайте начнем с того, что религиозные деятели никогда не ставили перед собой цели принуждать кого-то к миру, поэтому кто-то может сказать, что эффективность таких встреч не очень велика. Но, с другой стороны, консолидация религиозных сил очень важна. Вот, например, одним из организаторов сегодняшней конференции стал глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде. В свое время у него было несколько встреч с представителями духовенства Армении при посредничестве Русской православной церкви. Ни для кого не секрет, что отношения между Арменией и Азербайджаном натянуты. И вот представьте себе, что религиозные лидеры двух стран признали бы войну между государствами священной и призвали бы свои народы к насилию. К чему бы это привело? Но ведь все абсолютно не так. Стороны показали, что готовы к диалогу. Данный пример доказывает важность миротворческой сути религии, и многосторонние встречи с большим числом участников очень-очень полезны. Я сам часто бываю на подобных встречах в разных странах, не так давно посетил крупное мероприятие в Италии, которое проходило в преддверии встречи «Большой восьмерки». Единое обращение к народу и политикам усиливает надежду, что и народ, и политики это слово услышат.

- Все-таки вы выступаете за то, чтобы религия оказывала влияние на политику? Например, в Грузии, которая испытывает некоторые трудности в общении с Россией, местная церковь уже даже призывает провести досрочные выборы...

- А у нас с руководством Грузинской православной церкви установлен добрый контакт, и я надеюсь, этот контакт сохранится, несмотря на все существующие политические противоречия. Что касается отношения религии и политики... Я считаю, что религиозные объединения не должны принимать участия в политической борьбе и политических играх. Но в то же время представители церкви должны говорить с народом, обсуждать те проблемы, которые есть в обществе. То есть церковь все-таки связана с политикой. И не надо думать, что представителям разных религий это категорически запрещено. Разве можно запретить религиозным деятелям говорить?

- Как Русская православная церковь оценивает темпы роста мусульманского населения в России? Что делается для того, чтобы отношения между двумя основными религиями вашей страны не менялись в худшую сторону?

- Мы поддерживаем авторитетные отношения с традиционными исламскими духовными лидерами, мы не считаем, что имеет смысл поддерживать деструктивные влияния из-за рубежа, которые еще недавно активно вторгались в жизнь обычных граждан России, Казахстана и других стран. Поэтому я убежден, что отношения останутся добрыми, если мы вместе сумеем ответить на попытки извне посеять межрелигиозную рознь у нас, в нашем доме. Это касается не только тех сил, которые называют себя исламскими, но и тех миссионеров, которые причисляют себя к христианству.

- Уже в третий раз в Астане проводят съезд мировых религий. Планируете ли посетить это мероприятие?

- Да, я собираюсь в столицу Казахстана в этом году. Этот форум - возможность собрать в одном месте религиозных деятелей высокого уровня, чтобы еще раз всем вместе подумать о том, как сделать наши миротворческие действия более эффективными. Такого рода встречи не редкость, я уже говорил об этом. Можно сказать, что ежегодно мероприятий такого уровня проходит не меньше четырех. И я искренне рад, что традиционным местом для нашего общения стала Астана.

Михаил КОЗАЧКОВ, Москва

liter.kz

Предыдущая статьяИслам Каримов: сам себе террорист? - UzNews.net
Следующая статьяТаджикистан: Узбекские специалисты хотят сами обследовать озеро Сарез - Фергана.Ру