Узбекские дипломаты многократно обращалась к Киргизии усилить охрану своих границ, но не смогли найти там понимания, - немецкий эксперт
19 июня 2009, 12:45, CA-NEWS
CA-NEWS (UZ) - Почему Узбекистан решил в буквальном смысле слова отгородиться от своих ближайших соседей - Таджикистана и Киргизии? Чего опасаются узбекистанские власти? Как все это может отразиться на ситуации в регионе? Об этом - в интервью Deutsche Welle с немецким экспертом по Центральной Азии Беатой Эшмент (Beate Eschment).
Deutsche Welle: Что вам известно о ситуации на границе Узбекистана с Киргизией и с Таджикистаном?
Беате Эшмент: В настоящий момент совсем не легко понять отсюда происходящее там, потому что с точки зрения киргизов и таджиков, с одной стороны и узбеков, с другой, значительно расходятся. Ясно сейчас только одно: узбекские власти на своей территории строят пограничные укрепления.
- А как узбекская сторона объясняет свои действия?
- В конце мая была совершена очередная попытка террористов пробраться на узбекскую территорию с киргизской стороны, - такое объяснение мне дали на днях в посольстве Узбекистана в Берлине. По утверждениям дипломатов, это далеко не первый случай за последние годы, так что нынешние действия совершаются лишь в интересах национальной безопасности, если Киргизия оказывается не в состоянии обеспечить надежность своих границ настолько, чтобы предотвратить проникновение вооруженных людей в Узбекистан.
- В аспекте призывов к укреплению межрегиональной кооперации, как выглядят последние действия Узбекистана?
- В целом можно сказать, что межрегиональное сотрудничество, о развитии которого особенно любят говорить на Западе применительно к Центральной Азии, в реальности не укрепляется, а только наоборот. Напомню, как еще минувшей осенью представители Киргизии и Таджикистана выступали с жалобами на то, что их более крупные соседи - Узбекистан и, отчасти, Казахстан - относятся к ним с определенным высокомерием и не принимают всерьез их проблемы. И, к сожалению, далеко не только эти заявления служили симптомом того, что кооперация центральноазиатских государств не улучшается. А строительство пограничных укреплений лишь материализует эти проблемы.
Узбекские дипломаты в разговоре со мной подчеркивали, что многократно обращалась с требованием к Киргизии усилить охрану своих границ, но не смогли найти там понимания. Как мне кажется, с узбекской точки зрения ситуация выглядит логичной, но в более широком контексте это, конечно, катастрофа. Впрочем, я никогда не верила в громкие слова о развитии региональной кооперации, и Узбекистан не отличался на этом направлении особым рвением. Так что особой сенсацией происходящие события я не считаю.
- Многое говорилось о ситуации на границе Киргизии и Узбекистана, и практически ничего не известно широкой публике о том, что узбекскими пограничниками перекрыт спорный участок на узбекско-таджикской границе и что там тоже ведутся земельные работы, роются траншеи. Как это обстоятельство меняет оценку ситуации?
- Не секрет, что на этих двух границах постоянно происходили трагические случаи, когда в перестрелках гибли люди. Совсем недавно был застрелен молодой человек, который перешел границу, кажется, только для того, чтобы что-то там купить. В последние месяцы такие сообщения появлялись чаще. Говоря о рытье траншей, стоит помнить, что всего несколько лет назад на других участках той же самой узбекско-таджикской границы были установлены мины. Так что это, конечно, плохой знак, но сравнивая эти два решения, можно хотя бы сказать, что траншеи не несут прямой угрозы приграничному населению.