Вода раздора
19.06.2009 09:12, ASIA-Plus
Автор: Далер ГУФРОНОВ, Пайрав ЧОРШАНБИЕВ, Asia-Plus
В Душанбе обсудили водно-энергетические проблемы региона: от компромисса до создания водного рынка.
ВОДНО-энергетическая проблема в Центральной Азии остается острой и по-прежнему вызывает самые бурные дискуссии. Это показал прошедший в Душанбе 12 июня круглый стол "Водно-энергетические проблемы в Центральной Азии: возможен ли компромисс?", организованный представительством Института по освещению войны и мира (IWPR) в Таджикистане.
Чиновники, политологи и независимые эксперты стран региона говорили о компромиссном разрешении вопроса, к которому, как оказалось, готовы не все.
Цена вопроса
- ДОСТИЖЕНИЕ энергетической независимости для Таджикистана превратилось в национальную идею, - заявил на круглом столе директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте РТ Сухроб Шарипов.
По его словам, если сегодня кто-то в стране выступит против строительства Рогунской ГЭС, "он автоматически превращается в предателя".
Глава ЦСИ подчеркнул, что национальную стратегию развития Таджикистана определяет строительство Рогунской ГЭС, и именно в достижении энергетической независимости заключается спасение таджикского народа, и "потому эта идея сегодня завладела умами всей нации".
- Если энергетические проблемы Таджикистана и Кыргызстана не разрешить, они могут привести к социально-политическим взрывам, - подчеркнул он.
По мнению Шарипова, выход из создавшейся ситуации пока не понятен, так как Узбекистан предлагает Таджикистану и Кыргызстану отказаться от строительства больших плотин на "трансграничных реках", "однако взамен ничего не предлагает".
По мнению другого участника дискуссии таджикского депутата Шоди Шабдолова, выход можно найти, только отделив экономическую часть вопроса от политической.
- Нужно сначала искать решение вопроса в экономическом базисе. Здесь нужно согласовать наши экономические интересы. И искать взаимовыгодные позиции, - сказал он.
По словам киргизского эксперта Базарбая Мамбетова, позиции его страны идентичны.
- С Казахстаном наши позиции соответствуют на 90%. Но мы не смогли найти общий язык с Узбекистаном, - сказал он.
За Узбекистан пришлось отдуваться только представителю посольства. Узбекские эксперты по непонятной причине на встречу не приехали. По словам помощника посла Узбекистана в Душанбе Юрия Нагая, у РУ своя национальная идея.
- Таковой является вопрос водопользования, - заявил он. - Более 60% населения нашей страны проживает в сельской местности и занимается сельским хозяйством, мы должны их обеспечивать водой в достаточном объеме.
- Казахстан в решении водно-энергетической проблемы региона занимает нейтральную позицию, - заявил на встрече завотделом внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Булат Ауелбаев.
По его словам, они понимают, что Таджикистан и Кыргызстан, учитывая острый энергетический кризис, ищут поиск путей решения этой проблемы за счет использования своих внутренних ресурсов. Но Казахстан не может не учитывать проблему Узбекистана - страны низовья с ее высокими потребностями в области водопользования.
- В прошлом году в связи с нехваткой воды Узбекистану пришлось сократить посевы хлопчатника. Эта страна является сельскохозяйственной республикой, и поэтому занимает более жесткую позицию в водно-энергетическом вопросе, - отметил он.
При этом казахский эксперт подчеркнул, что нейтралитет не означает, что РК не имеет четкой позиции в отношении гидроэнергетических проектов Таджикистана.
- Мы никогда не выступали против строительства Рогунской ГЭС. Мы даже заявили о своей готовности участвовать в проекте в рамках Консорциума, - подчеркнул он.
Воды хватит всем?
- ГОСУДАРСТВА Центральной Азии сегодня страдают не из-за нехватки воды, а из-за отсутствия водно-энергетического доверия друг к другу, - считает независимый эксперт по гидроэнергетическим вопросам, экс-вице-премьер Кыргызстана Базарбай Мамбетов.
По его словам, сопредельные территории пяти государств с населением более 50 млн. человек располагают 160 млрд. кубов только поверхностных вод и это, по сегодняшним меркам, очень много.
- Нужно искреннее желание государств договориться друг с другом, исходя из принципа: не навредить соседу. Такой подход исключил бы любые сомнения и позволил бы получать государствам согласованные объемы воды и по историческому руслу реки, и по искусственным каналам и ирригационным сооружениям, - говорит эксперт.
По его словам, ажиотаж вокруг водно-энергетической проблемы региона не совсем обоснован, так как Кыргызстан и Таджикистан не собираются использовать свои преимущественные положения для извлечения какой-то сверхвыгоды или других политических и экономических целей.
При этом другой киргизский независимый эксперт Орозбек Молдалиев рассказал о тех претензиях, что имеет узбекская сторона в отношении КР:
- Узбекская сторона убеждена: если производно изменить режим работы Токтогульского водохранилища с ирригационного на энергетический, это приведет к тяжелым водохозяйственным экологическим проблемам. И ставит вопрос: "кто должен возместить эти убытки?"
Кроме того, по его словам, узбекская сторона настаивает на том, что нигде гидроэнергетика не пользуется приоритетом перед другими видами использования водных ресурсов. А что касается выработки электроэнергии, то узбекская сторона считает, что она может расти, но не в ущерб другим пользователям воды.
В то же время Б. Мамбетов подчеркнул, что никто не может обвинить РТ и КР в том, что они когда-то задерживали или отводили в сторону стоки межгосударственных рек, хотя какие-то рычаги для этого у них были.
"Нам не нужны посредники!"
УСИЛИЯ международных организаций по улучшению водно-энергетического сотрудничества не дали желаемого результата, поэтому сейчас государства сами должны найти необходимые формы сотрудничества по взаимовыгодному распределению этих ресурсов. К такому мнению пришли большинство участников круглого стола.
Ярким примером таких неустойчивых отношений, считает Б. Мамбетов, являются необоснованные требования стран нижнего течения о проведении международной экспертизы строительства гидроэнергетических мощностей на реках Нарын и Вахш, которые, по его мнению, никакой экологической и другой опасности для региона не представляют.
При этом, опять же, Б. Мамбетов упоминал встречи в рамках ЕврАзЭС, где выявилось, что всё зависит от конкретных амбиций.
- В это сугубо Центрально-азиатское дело стали вмешиваться третьи стороны. Прямо-таки медвежью услугу оказывают некоторые зарубежные советники и консультанты, которые нередко подбрасывают государственным деятелям и политикам неверные представления и рекомендации по поводу новой конфигурации межгосударственного вододеления, - говорит он.
Таким образом, по словам Мамбетова, исконные отношения по воде превращаются в искусственно нагнетаемую проблему, выливаются в ненужные демарши и заявления государственных мужей. Появление амбициозных водных проектов, часть которых уже начали осуществляться, - это тоже прямой результат такого ажиотажа, - убежден киргизский эксперт.
С Б. Мамбетовым согласен и таджикский эксперт Сухроб Шарипов, который считает, что желательно, чтобы эту проблему страны региона решали самостоятельно, без международных посредников. Потому что, убежден политолог, "у каждой организации есть свои интересы". И "разобраться в наших проблемах никто не сможет лучше нас", - уверен он.
Что делать?
НЕСМОТРЯ на факты, свидетельствующие о бескомпромиссности узбекской стороны в этом вопросе, узбекский дипломат Юрий Нагай попытался уверить присутствующих в том, что Узбекистан готов к диалогу:
- Мы не должны заострять внимание в рассмотрении этих вопросов на каких-то колкостях. Этим мы только обострим наши отношения. Нужно внимательно выслушать друг друга, и прийти к единому мнению.
По его словам, "власти Узбекистана сегодня также занимаются разрешением водно-энергетической проблемы, хотя многие считают иначе".
- Узбекистан работает в этом направлении, в том числе, в плане режима экономии водных ресурсов, внедрении современных методов и т.д. Поэтому речь между нашими странами должна вестись о скорейшем компромиссе.
Но в чем суть этого компромисса, дипломат не уточнил.
Между тем, таджикский политолог Рашид Гани Абдулло убежден, что компромисс можно найти только тогда, когда между сторонами будет достигнуто некое равновесие.
- А это значит, что Таджикистан и Киргизия должны построить свои крупные гидроэнергетические проекты, - заявил он.
По мнению казахского эксперта Булата Ауелбаева, решить региональные проблемы (энергетические и сельскохозяйственные) поможет создание в Центральной Азии водно-энергетического консорциума, - сообщил казахский эксперт. - Основой консорциума могла бы стать Камбаратинская ГЭС, в совместное строительство которой готов вступить и Казахстан.
По мнению его коллеги из Киргизии Б. Мамбетова, проявлением высокого уровня доверия и взаимопонимания сторон могут стать новые межгосударственные структуры, ориентированные на проблему использования водных ресурсов региона.
- Они могли бы существовать в форме объединенного комитета или комиссий, представляя на паритетной основе все государства, имеющие доступ к конкретному водотоку, - говорит он. - Принципы работы, механизмы воздействия на происходящие события, подходы для решения вопросов, обязанности и цели таких органов могли бы быть отработаны с использованием мирового опыта.
Он убежден, что если государства считают, что пришло время для честных и открытых отношений, то им пора определять межгосударственный статус каждого водотока, перетекающего из одной страны в другую, а значит закрепить права и обязанности сторон к конкретному стоку.
- Это будет большим прогрессом для Центральной Азии и основой для новых водно-энергетических отношений между государствами, - говорит Б. Мамбетов.
Шоди Шабдолов также обратил внимание на правовую базу вопроса. Законодательства стран региона не должны противоречить друг другу в этом вопросе.
Энергетический рынок
КОГДА между странами Центральной Азии идет "водная война", то в мире говорят о водном рынке.
По словам таджикского депутата Ш. Шабдолова, в последние годы в мире создается единый энергетический рынок, частью которого в перспективе станет и наш регион.
- Энергетический рынок от Лиссабона до Владивостока! Европейские страны давно осознали суть проблемы. Мы тоже должны создать условия, чтобы присоединится к этому процессу.
С Шабдоловым согласен и киргизский эксперт Б. Мамбетов:
- Хотим мы того или нет, но со временем в Центральной Азии будет создан оптовый рынок электроэнергии! Это будет возможно даже без воли правительства стран региона. Потому что рыночный механизм запущен, и крупные электроэнергетические компании просто будут договариваться сами. И будут действовать по своим правилам. Поэтому интеграция в регионе неизбежна.