Аятолла не действует
22.06.09 10:55, Газета.Ru
ТЕКСТ: Александр Артемьев
Слова верховного духовного лидера аятоллы Хаменеи не действуют на иранцев. Вопреки его указанию, на улицах Тегерана и других городов страны несколько сотен тысяч человек участвуют в демонстрациях, в столице стреляют, горят полицейские участки, разгромлена мечеть. На сторону оппозиционеров встал великий аятолла Хосейн Али Монтазери.
Акции протеста против подтасовок президентских выборов в Иране продолжаются, несмотря на прямое указание демонстрантам верховного духовного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи разойтись по домам и сплотиться вокруг руководства страны ряди защиты Ирана от внешних врагов.
Суббота и воскресенье обернулись настоящими уличными боями в Тегеране. Подбадривая себя лозунгами «Не надо бояться!», «Мы все вместе!», противники действующего президента вновь вышли на улицы. Для рассеивания толпы полиция и дружинники-басиджи использовали слезоточивый газ и водометы, затем открыли по манифестантам огонь. По официальным данным, в ходе столкновений протестующих в субботу погибли 10 человек. Еще более 100 человек получили ранения.
Всех их называют «террористами», указывая, что по всему Тегерану были совершены нападения на полицейские участки и была даже подожжена мечеть.
Однако иранская блогосфера говорит о на порядок больших цифрах. Выстрелы и автоматные очереди, согласно разным свидетельствам, были слышны до самой ночи в столичных районах Ниаваран и Заферанийе. Север Тегерана с университетским городком считается бастионом лидера оппозиции экс-премьера Мир-Хосейна Мусави. Проигравший, по официальным данным, президентские выборы 12 июня, он требует пересчета голосов и, если факты фальсификации будут доказаны, - повторного голосования.
Из-за отсутствия достоверных источников информации, слухи из Тегерана доходят самые разнообразные. Как пишет в своем блоге на LiveJournal.com живущая в Тегеране россиянка pashili,
«в ход идет: некое средство, выливаемое с вертолетов». «Кто говорит, что это кислота, кто - что оно просто раздражает кожу», - пишет жительница иранской столицы.
По ее данным, для приема раненых в ходе беспорядков открыли двери большинство западных посольств. Госбольницы получили указание переправлять пострадавших с огнестрельными ранениями прямиком в военные госпитали.
Многотысячные демонстрации продолжились, несмотря на прямой запрет аятоллы Али Хаменеи. «Протест против лжи и фальсификаций - ваше право», - говорится в заявлении Мусави, опубликованном в субботу на его веб-сайте. Таким образом, оппозиционер открыто бросил вызов главному лицу в стране.
Призвав силовые органы проявлять «сдержанность» во время мирных демонстраций, Мусави указал, что насилие против его сторонников «создаст разрыв между обществом и вооруженными силами страны». Он объявил, что готов принять мученическую смерть, но призвал граждан страны в случае своего ареста объявить бессрочную политическую забастовку. Достоверных сведений, был ли Мусави среди своих сторонников в ходе маршей протеста в выходные, нет.
Точно там была дочь экс-президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани Фаязе. Ее и четверых ее родственников задержали на одном из субботних митингов в Тегеране, на котором она призвала поддержать Мусави. Воскресенье она провела в тюрьме. «Дочь Рафсанджани освобождена после короткого ареста», - в понедельник утром объявил англоязычный иранский госканал Press TV, не сообщая подробностей. Фаязе в антиправительственных демонстрациях принимает активное участие. Впервые появилась перед митингующими во вторник, когда демонстранты окружили здание гостелевидения Ирана.
Арест родственников Рафсанджани был произведен, несмотря на недвусмысленное пожелание аятоллы Али Хаменеи оградить бывшего экс-президента от преследований. Это может свидетельствовать о расколе в стане иранского клира.
В ходе пятничной проповеди рахбар назвал 75-летнего Рафсанджани одним из архитекторов Исламской революции 1979 года и выдающимся политическим руководителем. Бывший светский лидер, являясь богатейшим человеком в стране, выступал против Ахмадинеджада еще в 2005 году, но тогда он проиграл президентские выборы. В этой кампании он активно поддерживал Мусави, за что стал объектом нападок со стороны исламских консерваторов и государственных СМИ. При этом он является председателем Совета экспертов, корпуса исламских богословов, избирающих верховного духовного лидера страны, и Совета по определению политической целесообразности, имеющего право блокировать те или иные законодательные инициативы.
Умеренные оппозиционеры, поддержавшие на выборах Мусави, но во время протестов предпочитавшие держать от манифестантов дистанцию, на этот раз высказались. Бывший президент Мохаммад Хатами, выступающий от имени реформаторского духовенства, от действий нынешнего правительства поспешил отмежеваться в еще большей степени. «Препятствование народу в выражении своей воли цивилизованным путем может иметь опасные последствия», - цитирует его обращение госинформагентство Mehr.
Опальный аятолла Хосейн Али Монтазери, стоявший у истоков Исламской революции, безо всяких условий встал на сторону демонстрантов. «Сопротивляться требованиям народа воспрещено религией», - объявил он, потребовав объявления трехдневного национального траура по погибшим в ходе волнений.
Прервал молчание и верный союзник Ахмадинеджада, спикер парламента Али Лариджани. По его словам, число опротестовывающих результаты выборов действительно велико и «эта группа должна уважаться, и не должно смешивать эту значительную часть народа с маленькой группой бунтовщиков».
Пока власти Ирана заявляют о готовности подавить новые выступления в зародыше. «Полиция будет и далее присутствовать во всех частях города и будет всеми своими силами препятствовать всем сборищам и беспорядкам», - обещает глава тегеранской полиции Азизулла Раджабзаде через официозное информагентство IRNA.