Time: Может ли Центральная Азия стать еще одной горячей точкой?
24 июня 2009, 19:49, CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - Может ли Центральная Азия стать еще одной горячей точкой?
Time, США 24 июня 2009 г. Ishaan Tharoor
Когда в прошлом месяце пакистанские войска начали нападать на позиции Талибана в долине Сват (Swat Valley), там были и другие военные преимущества по сравнению с аванпостами бунтовщиков - которые практически не заметили СМИ - захват позиций в долинах неподалеку. В конце мая узбекские солдаты и танки патрулировали части неспокойной долины Фергана. Этот шаг был предпринят после перестрелки с исламскими экстремистами и взрыва бомбы террористом-смертником в главном городе долины - Андижане (Andijan). В соседнем Таджикистане правительственные войска рассредоточились вдоль долины Рашт (Rasht Valley), якобы пытаясь выследить известного командира боевиков Абдуллу Рахимова (Abdullo Rakhimov). По сообщениям некоторых местных СМИ, этот ветеран джихада недавно покинул своих соратников из группировки Талибан для того, чтобы возобновить борьбу на своей родине.
В то время как усилия США по борьбе с терроризмом сосредоточились в основном на театре боевых действий, который администрация Обам называет «Аф-Пак» (Афганистан, Пакистан), эти бывшие советские республики к северу представляют собой стратегическое болото. Тактическая поддержка региональных правительств становится все более жизненно необходимой для США, которые планируют принести стабильность в Афганистан. В странах Центральной Азии также находится большое количество неразведанных месторождений природного газа и нефти. На это богатство с жадностью посматривают как соседняя Россия, так и Китай, и Запад. Хотя сам регион - в который преобладают коррупционные, репрессивные режимы - сам по себе очень беспокойный - там находятся коренные исламские повстанцы, которые зависят от внутренних потрясений в регионе. «Существует возможность того, что произойдут абсолютно непредсказуемые изменения», - заявляет Джеффри Мэнкофф (Jeffrey Mankoff), аналитик по вопросам России при совете иностранных отношений в Нью-Йорке. И мало кто из аналитиков в области Центральной Азии полагает, что эти изменения будут позитивными. В то время как великие державы соперничают за ресурсы и влияние, страны, которые некогда считались защитой от более беспокойных стран на юге и западе, сами склонны к кризисной ситуации.
Хотя Центральная Азия все еще находится на периферии для большинства политиков в США. Если не брать в расчет иллюзорное государство Борат (Borat) или экзотические рынки лошадей и шампуры с бараниной, этот регион считают нефункциональным придатком России, который легко управляется Кремлем, который все еще считает молодые республики этого региона своими сателлитами. От Ашхабада до Астаны, представители правящей элиты - это наследники советской эпохи, и в большинстве случаев они лучше говорят по-русски, чем на своем родном языке. «Их режимы существуют», - заявляет Эрик МакГлинчи (Eric McGlinchey), специалист по Центральной Азии и профессор политологии и управления в Университете Джорджа Мэйсона, - «в рамках почти патологического патронажа» - и Москва знает, как управлять этими режимами. Недавно эти тесные рабочие отношения проявились в полную силу в Киргизии: подстрекаемое обещанием России выделить кредит на сумму в два миллиарда долларов США, правительство Киргизии объявило о намерении закрыть центральную авиабазу США в Манасе в январе, и подтвердило свое намерение на этой неделе, не смотря на недавно поступившие предложения со стороны администрации Обамы.
Возможно Россия сможет противостоять укреплению американцев в своей традиционной сфере влияния, но она замалчивает и увеличивающуюся роль Китая в регионе. Китай, который небогат природными ресурсами, постепенно совершает набеги на западные территории, приобретая выгодные энергетические связи в Казахстане, выделяя десятки миллионов долларов на развитие инфраструктуры и на проекты ГЭС в бедном Таджикистане и Киргизии. Китай также стал единственным крупнейшим инвестором в Афганистане, строя дороги через Кабул и разрабатывая медные рудники стоимостью три миллиарда долларов. В 2001 году Китай создал Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) - геополитическую группу, нацеленную на то, чтобы улучшить экономические и политические взаимоотношения с Россией и другими центрально-азиатскими странами. Также эта организация является для Пекина средством для препятствования поддержки, которую оказывается сепаратистам в провинции Ксиньян (Xinjiang), чьи уйгуры-мусульмане этнически связаны с тюркским населением Центральной Азии. В 2005 году представители организации ШОС также объявили о том, что должны быть определены временные сроки, касающиеся вывода всех войск США с военных баз в Центральной Азии, что является очевидным признаком желания Москвы и Пекина ограничить влияние Вашингтона. На этой неделе в Екатеринбурге прошла встреча представителей этой организации, на которой Китай предложил заем на сумму в 10 миллиардов долларов для того, чтобы помочь восстановить нездоровую экономику региона, и все представители говорили об улучшении экономического и политического сотрудничества. «И Россия, и Китай заинтересованы в том, чтобы сохранить статус «кво», - заявляет Шон Робертс (Sean Roberts) - эксперт в области Центральной Азии в университете Джорджа Вашингтона.
Перевод: XPressa.ru