CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Неясное излучение : Интернет-журнал "Оазис"

25 июня 2009

Неясное излучение

? 12 (104) Июнь 2009

Интернет-журнал "Оазис"

Олег Вавилов (Ташкент)

Узбекистан поставил перед собой амбициозную задачу - войти в число крупнейших мировых производителей урана. Однако проблемы с разведкой и разработкой новых месторождений говорят о том, что прогноз о добыче 4 тысяч тонн нефти к 2013 году придется пересмотреть в сторону снижения. На сегодняшний день Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгео) Узбекистана имеет ряд первоначальных договоренностей об участии в разработке урановых месторождений с четырьмя японскими компаниями - JOGMEG, Itochu, Mitsui и Sojitz, а также корейской Korea Resources.

«Несмотря на сложные изыскательские работы, которые могут занять от трех до пяти лет, эти площади перспективны на выявление месторождений урана» - считает председатель Госкомгео Нариман Мавлянов.

Ближе всех к подписанию документов о создании СП по добыче стоит корейская компания, которая с 2006 год вела изучение на месторождении «Джантуар». Однако, как сообщил журналу источник в корейской компании, полученные результаты пока никак не стыкуются с теми урановыми «копями», которые гарантировала им узбекская сторона. Что делать дальше - инвестор пока не решил, и планируемое на весну подписание СП по добыче отложил до конца года.

В апреле еще один инвестор - японская Itochu должна была завершить исследования руды на месторождении для разработки технологии раздельного извлечения урана и ванадия. Однако учитывая рост стоимости затрат на необходимое оборудования, японцы пока так и не вышли на приемлемые для себя финансовые показатели проекта.

Приостановила свою активность в вопросах совместной разработки узбекского урана и Россия. Тема урана, безусловно, была затронута в ходе переговоров президентов двух стран в январе этого года в Ташкенте. Но на итоговой пресс-конференции лидер Узбекистана Ислам Каримов лишь вскользь упомянул об урановой проблематике, отметив, что поставкам узбекского урана в Россию мешает нынешняя конъюнктура цен.

Три года назад ОАО «Техснабэкспорт» подписало протокол с Навоийским горнометаллургическим комбинатом (НГМК), монопольным оператором по добыче урана в Узбекистане, о создании СП по урановой геологоразведке и добыче. С российской стороны в проекте также планировал принять участие ЗАО «Русбурмаш».

Стороны уверенно говорили о скорейшем подписании учредительных документов до конца 2006 года. По расчетам узбекской стороны, стартовые инвестиции в размере $30?40 млн. позволили бы запустить проект с годовым объемом добычи до 500 тонн урана в год. Однако «песчаниковое» месторождение «Актау», на базе которого создавалось СП, россияне посчитали недостаточно большим (4,4 тыс. тонн) и рентабельным для его разработки, и предложенное месторождение были отвергнуто сразу же. В свою очередь на просьбу передать СП ряд месторождений, находящихся в вотчине НГМК, «Техносанабэкспорт» получил отказ.

Еще осенью 2006 года, вернувшись из поездки в Казахстан, Каримов, находясь под впечатлением урановых проектов своего соседа, дал указание геологам разработать масштабную программу по увеличению добычи этого востребованного стратегического товара на энергетическом рынке.

По данным МАГАТЭ, Узбекистан стоит на седьмом месте в мире по запасам урана и на пятом по его добыче. Потенциальная урановая сырьевая база республики, оцененная в 186 тысяч тонн, на сегодняшний день включает в себя 27 месторождений, из которых 22 - так называемого «песчаникового» типа и 5 - «черносланцевого». Запасы месторождений «песчаникового» типа существенны (140 тысяч тонн), однако, в моменты неясной ценовой конъюнктуры и с учетом 30-процентных потерь при добыче методом подземного выщелачивания (ПВ), могут быть, по оценкам специалистов, «урезаны» до 30-50 тысяч тонн.

К тому же в тени остается почти четверть всей урановой базы (47 тысяч тонн) - месторождения «черносланцевого» типа. Ставка на привлечение средств в их разработку до сих пор себя не оправдала себя. Для этого, прежде всего, требуются высокозатратные технологии по раздельному извлечению урана и ванадия, который в значительном количестве присутствует в структуре таких месторождений.

В 2007 году правительство Узбекистана впервые за многие годы заговорило о расширении уранового экспорта и повышении выручки от него. Тогда НГМК подписал с японской Itochu Corp. соглашение о поставках в Японию закиси-окиси урана сроком на пять лет в объеме до 400 тонн ежегодно. В мае прошлого года аналогичное соглашение было подписано с Южной Кореей. Контракт предусматривает поставку Сеулу в 2010-2016 годах 2,6 тысяч тонн урана стоимостью $400 млн. В Ташкенте рассчитывают на своих юго-восточных партнеров, пытаясь таким образом ослабить контроль США как монопольного импортера узбекского ядерного сырья. С 1992 года фактически единственным покупателем узбекского урана являлась американская компания Nukem Inc., третий по размеру операций урановый трейдер в мире. В 1996 году компания добилась от департамента торговли США увеличения квоты на экспорт урана из Узбекистана.

В начале «нулевых» готов объёмы поставок по долгосрочным контрактам с Nukem были практически выбраны, и сторонам приходится раз за разом договариваться об объемах поставок и ценах на очередной год. Естественно, Ташкент активизировал поиски новых стратегических партнеров, прежде всего в Корее и Японии. В таких условиях, оставив себе основную часть ресурсов, Ташкент предложил разрабатывать урановый «неликвид» иностранным партнерам. В перспективное дело может вмешаться финансовый кризис, который существенно не задел рынок урана, однако определенных трендов в его дальнейшее развитие пока не внес.

В свою очередь, в предстоящем году в условиях финансового кризиса аналитики также прогнозируют и снижение уровня потребления электроэнергии, что, безусловно, отразится и на планах по строительству новых энергомощностей. «Ядерный ренессанс» еще не успел наступить, а финансовый кризис уже готовится внести в его неспешный ход свои коррективы.

В условиях финансового кризиса НГМК, находящийся в госсобственности монопольный производитель урана в Узбекистане, заявил о планах инвестировать до конца 2012 года в модернизацию производства урана $165 млн. Сегодня в структуру уранового производства на комбинате входят гидрометаллургический завод ?1 (ГМЗ-1) в Навои и три добывающих предприятия. Сырьевую базу составляют запасы девяти месторождений, в отработку вовлечены шесть рудников, разрабатываемые методом подземного выщелачивания, который является самым быстрым с точки зрения освоения месторождений. Получаемое на рудниках сырье подвергается окончательной переработке на ГМЗ-1, где получают закись-окись урана, важнейший промежуточный продукт уранового производства.

До начала 90-х годов НГМК производил ежегодно до 3,5 тысяч тонн малообогащенного урана. В середине 90-х из-за ухудшения мировой конъюнктуры цен объём производства урана на комбинате снизился до 1,7 тысяч тонн, но к 2006 году стабилизировалась на отметке в 2,3 тысяч тонн.

В рамках модернизации уже сделаны первые шаги: началось техническое перевооружение урановых предприятий, введён в эксплуатацию завод по производству обсадных поливинилхлоридных труб, налажена ритмичная работа завода по производству серной кислоты - компонентов, весьма важных при добыче урана. Главные же надежды комбинат связывает с вводом в эксплуатацию новых месторождений в Центральных Кызылкумах - урановой базы комбината. Как заявил генеральный директор НГМК Кувандык Санакулов, в течение четырех лет в эксплуатацию будет введено семь новых урановых рудников, а добыча урана может вырасти как минимум в полтора раза.

За последние полгода НГМК запущены первые пусковые комплексы по добыче урана на месторождениях «Северный Канимех» и «Аленды», где планируется осуществить основной прирост добычи в ближайшие годы. Обеспеченность его рентабельными запасами, по оценкам узбекской стороны, составит 18 лет. В текущем году комбинат планирует приступить к строительству рудников еще на четырех месторождениях. Заявленные НГМК многомиллионные вливания сомнению не подвергаются, но при дефиците средств и планах по корректировке ряда других инвестиционных проектов комбината и здесь не исключены существенные поправки.

Привлечение же иностранных инвесторов позволило бы Узбекистану не только нарастить добычу, но и сэкономить деньги: разработка урановых месторождений - занятие не из дешёвых. Однако пока дело не сдвинулось дальше ни к чему не обязывающих протоколов о намерениях.

Таким образом, после того, как в начале 2000-х, уловив конъюнктурный момент, Узбекистан полностью отказался от участия иностранных инвесторов в добыче золота, сегодня на волне текущих цен Ташкент пытается повторить этот путь в области добычи урана. Вместе с тем, урановый рынок в отличие от золота более перспективен с точки зрения получения конечного продукта.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяПоказательные теракты : Интернет-журнал "Оазис"
Следующая статьяПереговоры между Президентом Туркменистана и заместителем Премьера Государственного Совета КНР : «Туркменистан: золотой век»