CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

"Business Week": Выгоды сделки с Тегераном. Почему Иран жаждет вести дела с США?

28 апреля 2009

"Business Week": Выгоды сделки с Тегераном. Почему Иран жаждет вести дела с США?

09:46 28.04.2009, ЦентрАзия

Разрядка напряженных отношений с Тегераном принесет иностранные инвестиции, тем самым, позволяя иранским компаниям расширять производство.

Укрытый в скалистых холмах приблизительно в 40 минутах езды от Тегерана, технологический парк "Pardis", как предполагается, должен стать ответом Ирана на Силиконовую Долину. Но в эти дни "Pardis" заброшен и влачит жалкое существование виде нескольких недостроенных зданий и их выступающих пролетов со следами ржавчины. Иностранные компании не решаются вкладывать капитал в исламскую республику, а местные компании испытывают трудности с наличностью.

Как иностранцы, так и местные жители могут найти новую причину для сближения двух стран. Президент Барак Обама продемонстрировал готовность разрядить напряженные отношения с Тегераном, и многие иранские предприниматели надеются, что их лидеры найдут с ним общий язык. Ослабление экономических санкций США "стало бы сейсмическим сдвигом", говорит Рамин Рабий - председатель фонда "Turquoise Partners", который вкладывает капитал в Иран.

Американские и другие западные компании также могут извлечь из этого выгоду. Иран, в конце концов, имеет население в 66 миллионов человек, хорошие школы и разнообразную промышленную базу - с затаенным аппетитом к компьютерам, самолетам, авиационным запчастям - и ноу-хау для критически важной нефтегазовой промышленности. И многие иранцы более позитивно смотрят на перспективы работы с американскими компаниями, чем с европейскими, которые здесь были единственными игроками в последние годы. "Иранские официальные лица полагают, что американцы более прямолинейны в коммерческих сделках", говорит управляющий директор тегеранской энергетической компании "Narkangan Gas to Liquid" Нарси Горбан. "Они получают то, что они хотят и дают Вам то, что причитается".

Если деловые люди действительно приедут в Тегеран - протяженный город, построенный на крутых холмах, которые ведут к покрытым снегом горам - то они обнаружат, что некоторые условия стали лучше. Мобильные телефоны из других стран наконец-то стали работать, и появилось несколько частных гостиниц. Начиная с революции 1979 года, общественная жизнь никогда не была более либеральной, чем сейчас. Мальчики и девочки держат друг друга за руки публично, женщины показывают часть волос из-под своих платков, и контрольно-пропускные пункты, на которых полиция когда-то обыскивала автомобили на наличие алкоголя, практически исчезли. Но все еще существует достаточный страх перед режимом, в силу чего многие люди отказываются давать интервью.

В то время, как президент Махмуд Ахмадинеджад продолжает издавать агрессивные звуки об Израиле и Западе, другие в Тегеране намекнули на то, что они готовы к переменам. В своем выступлении 21 марта верховный лидер Али Хаменеи разразился стандартной антиамериканской риторикой, но в то же время продемонстрировал признаки того, что он готов к переговорам. И вероятный противник Ахмадинеджада на предстоящих июньских президентских выборах, бывший премьер-министр Мир Хуссейн Муссави выступает за ведение переговоров с США. "Обама побудил иранцев вести открытые дебаты о том, какого рода отношения они хотят иметь с США", говорит эксперт по Ирану в Колумбийском университете в Нью-Йорке Гэри Сик. "Это что-то такое, чего не было на протяжении 30 лет".

Большинство иранских бизнесменов, по всей видимости, поддерживает Муссави. Хотя он является представителем старой гвардии левых, деловые люди надеются на то, что он сможет возглавить администрацию, ориентированную на реформы, которая могла бы ослабить изоляцию Ирана. "Ахмадинеджад нанес серьезный ущерб репутации Ирана и репутации иранского бизнеса", говорит бывший глава тегеранской торговой палаты Мохаммад Реза Безадян, который в настоящее время возглавляет торговую компанию "Tondar Middle East" в Тегеране.

Разумеется, существует бесчисленное количество преград для улучшения отношений. Иран продолжает разрабатывать ядерную программу, против которой выступает Запад. И Тегеран склонен к антагонистическим действиям, таким, как приговор, вынесенный 18 апреля в отношении иранско-американской журналистки Роксане Сабери о заключении ее в тюрьму на восемь лет на основании того, что, по всей видимости, является сфабрикованным обвинением в шпионаже в пользу Вашингтона. Но могут появиться возможности сотрудничества и построения доверительных отношений в Афганистане, где как Тегеран, так и Вашингтон осуждают влияние "Талибана", а также в Ираке, где помощь Ирана могла бы облегчить уход войск США.

Иран может извлечь значительную выгоду. Испытывая давление со стороны Вашингтона, главные европейские банки прекратили заниматься коммерцией в этой стране. Поэтому иранцы должны нести непомерные расходы, чтобы добиться финансирования торговли банками второго и третьего разряда, которые находятся в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. Некоторые иранцы обходят ограничения, создавая филиалы в Объединенных Арабских Эмиратах и играя в кошки-мышки с американскими инспекторами. Но такие решения обходятся дорого, добавляя миллиарды долларов к резко растущим счетам Ирана на импорт - 57 миллиардов долларов, рассчитанных на год, закончились в марте. "Трудно найти банки, которым мы можем доверять", говорит президент тегеранского банка "Karafarin" Парвиз Агили.

Санкции также ограничивают развитие жизненно важных резервов энергоносителей Ирана. Тегеран хочет повысить возможность производства нефти на 25%, или до величины в 5 миллион баррелей в день. Но при незначительной иностранной помощи и стареющих месторождениях, находящихся на стадии резкого снижения производства продукции, становится трудным даже поддерживать текущую производительность. Это одна из причин того, что иранские нефтяные официальные лица готовы заявить о готовности получать американскую помощь. "Мы ничего не имеем против инвестиций США", говорит представитель Ирана в совете управляющих ОПЕК M.A. Хатиби Табатабаи.

Противоречивая политика Ахмадинеджада лишь ухудшает положение дел. Президент-популист безмерно тратил средства на все, что угодно, начиная от ссуд малому бизнесу с сомнительной жизнеспособностью, до импорта продовольствия и выдачи наличных денег бедным. И он оказал давление на банки, чтобы те предоставляли кредиты на льготных условиях, тем самым, вызвав бум на недвижимое имущество. Но, опасаясь того, что доходы от нефти начнут уменьшаться, центральный банк ужесточил политику, тем самым, лишая фабрики капитала и вызвав резкое падение цен на собственность.

Сжатие экономики из-за нефти

В прошлом году, когда цены на нефть резко выросли, иранская экономика могла бы покончить со всеми своими проблемами. Вместе с тем, при наступлении резкого снижения цен на нефть и в условиях глобального финансового кризиса кое-кто опасается возникновения социальных беспорядков. На многих фабриках выплата заработной платы задерживается на многие месяцы, говорит депутат парламента и руководитель профсоюзной группы "Дом рабочих" Али Реза Махджуб. Он оценивает, что безработица, которая официально составляет 12,5%, на самом деле приближается к 17%. В результате сокращения финансирования строительство практически прекращается, говорит архитектор Эмир-Мохамад Мазахери. "Эта ситуация является чрезвычайно опасной", говорит он, дымя сигаретой в новой башне в северном Тегеране. "Появится 3-4 миллиона рабочих-строителей, которые будут искать любой вид деятельности для того, чтобы прокормить себя".

Всякого рода компании независимо от их размера несут потери. Мехди Фарахани изготавливает обувь в маленькой мастерской в центре Тегерана вместе с братом и кузеном. 32-летний владелец мастерской говорит, что дела идут на две трети хуже, вынудив его уволить половину из 20 рабочих. Обедая поджаренной во фритюре форелью, рисом и "Пепси" в набитом народом захудалом ресторане, он обвиняет правительство в том, что оно практически ничего не сделало для защиты малого бизнеса от дешевого китайского импорта. "Жить в Тегеране становится очень трудно", говорит он.

Даже в условиях продолжения санкций опытным иностранцам удавалось добиваться определенных успехов в Иране, хотя для этого требуется настойчивость. У Рено, например, есть совместное предприятие стоимостью в 200 миллионов долларов, предназначенное для выпуска модели "Logan compact". Но несвоевременные платежи со стороны иранцев и сложности в подготовке достаточного числа поставщиков для удовлетворения требований о 60-процентном представительстве местного контингента замедлили прогресс, говорят представители "Renault Pars". Предприятие "Renault Pars" снизило свою цель по выпуску "Logan compact" на 25%, или 150000 автомобилей в год. "Вам необходимо затратить уйму времени и энергии", говорит руководитель "Renault Pars" Жан-Мишель Керебель. "То, на выполнение чего требуется пять часов в Европе, здесь может потребовать пяти дней".

Стэнли Рид

"Business Week", 27 апреля 2009 года

Перевод - "Zpress.kg"

Источник - Zpress.kg

centrasia.ru

Предыдущая статьяАкежан Кажегельдин: Объединение оппозиционных сил произойдет в ближайшее время - Радио Азаттык
Следующая статьяКазахстан и Россия окончательно договорились начать демаркацию госграницы 18 мая