CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

Центральная Азия глазами российских экспертов.

16 июля 2002

2002 ?27 июль Центральная Азия глазами российских экспертов.

Московский общественный научный фонд издал сборник докладов Станислава Жукова "Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира".

Экономика.

После распада СССР в Центральной Азии образовалось пять независимых государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Ни одно из них никогда не существовало в истории в своем современном состоянии, а нынешние границы государственного размежевания совпадают с границами бывших советских республик, достаточно произвольно проведенными большевиками в 20-е гг. В 1993-1995 гг. все пять государств ввели в обращение национальные валюты, создали современные финансовые системы, включая центральный банк, сформировали золотовалютные резервы, стали членами ведущих международных организаций. Словом, обрели важнейшие внешние экономические и политические атрибуты государственности. Что же они представляют из себя с экономической точки зрения?.

Десять лет образовавшиеся в Центральной Азии после распада СССР государства существуют в условиях независимости. Срок вполне достаточный как для того, чтобы подвести промежуточные итоги развития новых государств, так и для того, чтобы составить обоснованное представление о их ближайших и среднесрочных экономических перспективах. В 2000 г. совокупное население пятерки государств Центральной Азии составляло 55,3 млн человек, валовой внутренний продукт (ВВП) по текущим официальным обменным курсам - $32,3 млрд, а экспорт - $16,2 млрд. Население самого крупного государства региона - Узбекистана - насчитывало всего 25 млн жителей, а следующего за ним Казахстана - 15 млн. Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан относятся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн человек. Самый большой ВВП в регионе у Казахстана, за ним с некоторым отрывом следует Узбекистан. В Туркменистане, Кыргызстане и Таджикистане ВВП в 2000 г. недотягивал до $3 млрд. Самый крупный региональный экспортер - Казахстан - поставляет на мировые рынки вещных товаров и услуг на $9 млрд.

Суммарный региональный ВНП по паритету покупательной способности достигал в 1999 г. $134,8 млрд, что дает около $2800 в среднедушевом выражении. Удельный вес региона в совокупных мировых показателях ничтожно мал. По населению он в 1998-1999 гг. составлял менее 1%, валовому внутреннему продукту по текущим обменным курсам и паритету покупательной способности национальных валют - соответственно 0,15 и 0,4%, экспорту - 0,2%. Более чем скромно Центральная Азия смотрится в сравнении с соседними и сопредельными странами. Население региона составляет 86% от соответствующего показателя Ирана, 84% - Турции, 40% - Пакистана и 37% - России. Совокупный центральноазиатский ВВП в 1999 г. достигал всего 10% российского, 20% турецкого, 38% иранского и 64% пакистанского. По экспорту соответствующие показатели в 1998 г. составляли 13%, 21%, 81% и 116%. Китай же превосходит Центральную Азию по населению в 23 раза, валовому внутреннему продукту - в 25, экспорту - в 17,9% раза.

Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан занимают низшие места в мировой табели о рангах по индексу экономической свободы, который тесно коррелирует с уровнем развития. Ситуация в Казахстане и Кыргызстане не намного лучше.

Имеющиеся международные оценки углеводородных запасов Центральной Азии, как правило, ниже национальных оценок. Однако и они свидетельствуют о том, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в число относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реализации сырьевого потенциала прекрасно осознается местными правящими элитами. Казахстан, Туркменистан и в меньшей степени Узбекистан выдвинули амбициозные программы наращивания добычи и экспорта нефти и газа. К 2005 г. Казахстан рассчитывает в максимальном варианте удвоить, а к 2010 г. более чем утроить добычу нефти по сравнению с ее текущим уровнем.

Масштабы экономического спада в Центральной Азии являются беспрецедентными. После десяти лет независимого развития ни в одном государстве не был восстановлен уровень производства, зафиксированный на 1990 г., когда бывшие среднеазиатские республики и Казахстан являлись, как продолжают настаивать многие исследователи, "колониями" России. Если исключить Узбекистан, который в 2001 г. превзойдет "позднеколониальный" объем производства и вступит в поствосстановительный период, в остальных четырех государствах региона, несмотря на несомненные положительные перемены, восстановительный период еще далек от завершения. При среднегодовых темпах роста в 3% Казахстан и Кыргызстан завершат восстановительный период в 2008-2009 гг., в 4% - 2006 г., в 5% - 2005 г. Для Таджикистана соответствующими годами будут 2014-2015, 2011 и 2008.

Значительная часть пришедших в казахскую экономику компаний имеет оффшорное происхождение. На деле они контролируются бывшей и нынешней казахской номенклатурой, которая таким путем устанавливает права собственности на экономические активы, страхуясь от возможных системных рисков. Подобная практика широко распространена на всем постсоветском пространстве и, по-видимому, является неизбежным этапом в длительном историческом процессе становления института частной собственности. Важно, что поведение оффшорных компаний в принимающих странах принципиально не отличается от действий действительно иностранного капитала.

Казахская экономика расслоилась на два сектора - экспортный и все остальное производство. Под иностранный и квазииностранный контроль перешли производители меди, цинка, марганца, свинца, алюминия, титана, урана, большинство крупных электростанций, угольные разрезы, нефтеперерабатывающие заводы, а также ряд местных производителей нефти. За некоторыми исключениями эти производства нацелены на экспорт либо поставляют промежуточную продукцию экспортерам.

Экспортный сектор контролируется иностранным капиталом и функционирует в рамках ценовых и спросовых ограничений, задаваемых мировым рынком. Насколько долговечным окажется это образование, не до конца ясно. Особенно это касается металлургической промышленности. Дело в том, что промышленные гиганты Казахстана были созданы для принципиально нерыночной экономической среды. Нельзя полностью исключать и такой вариант развития событий, когда, использовав стремительно дряхлеющие предприятия для вывода прибыли в мировую финансовую систему, иностранные инвесторы откажутся от заявленных планов по их реконструкции и модернизации. Но даже при самом благоприятном варианте интернационализация экспортоориентированного и обслуживающего его секторов оказывает на национальную экономику серьезное воздействие.

Во-первых, резко сократилось перераспределение экспортных доходов в пользу других отраслей и потребления, так как контроль над доходами перешел в руки иностранного капитала. В этом одна из причин нарастающей деградации той части экономической структуры, которая не имеет выхода на экспорт рынка, а также стремительного расширения зоны бедности в Казахстане. Во-вторых, интернационализированный сектор ускорил сближение внутренних цен с мировыми. В свою очередь, ценовой шок, вызванный движением к условным среднемировым ценовым уровням и пропорциям, дополнительно подтолкнул банкротство значительной части неэкспортной промышленности и сельского хозяйства. В-третьих, экономическое развитие Казахстана оказалось в полной зависимости от ценовых флуктуаций на мировых рынках энергетического сырья и металлов.

Передача экономических активов иностранному капиталу позволяла временно решать проблемы бюджетного финансирования. В 1993-2000 гг. продажа лакомых кусков промышленности давала Казахстану возможность привлекать в среднем более $1 млрд прямых инвестиций в год. Столь значительный относительно размеров казахской экономики приток ресурсов оказал существенное влияние на макроэкономические показатели. Приток прямых иностранных инвестиций способствовал и стабилизации обменного курса тенге, а значит, и инфляции.

(Окончание, пожалуйста, в следующем номере.).

panorama.kz

Предыдущая статьяЭмансипированность женщин названа одной из причин демографического кризиса в стране.
Следующая статьяВ Лондоне прошла конференция "Нефть и газ Казахстана".