Майрам АКАЕВА: «Мечтать о президентстве может только тот, кто не знает что это такое» Информационно-аналитический сервер APR
Ерлан КАРИН: Вы уже на протяжении 12 лет являетесь первой леди Кыргызстана. Это достаточно продолжительное время. Как Вам удается совмещать статус супруги президента и общественного деятеля?
Майрам АКАЕВА: Действительно прошло уже 12 лет, и для истории эти годы на самом деле лишь один миг. Мы все знаем, как они прошли для кыргызского народа. Но для меня они - целая эпоха. Мой муж по воле судьбы стал первым президентом суверенного Кыргызстана и считаю это великой честью стоять у истоков становления государственности, служить своему народу. Я думаю, мне тоже повезло в этом отношении: я была рядом, помогала ему, поддерживала. Мы вместе прошли все тяготы, трудности, радости, драматические момента в истории нашей страны и заодно получила возможность узнать о многом, увидеть многое, наконец, научилась быть полезной своему народу. Я исколесила всю страну вдоль и поперек, извлекла из этого многие уроки жизни. Статус первой леди помогает мне в общественной деятельности, общественная деятельность помогает как первой леди. В жизни все взаимосвязано, нет ничего случайного.
Ерлан КАРИН: В своей книге «У надежды не бывает ночи» Вы даете оценку многим событиям в истории независимого Кыргызстана и даже некоторым личностям. Как президент воспринял ваши оценки?
Майрам АКАЕВА: У нас свободная страна. Я считаю, что президент дал каждому гражданину свободу и мне в том числе. Он всегда уважал мое право на свободу выражения собственного мнения. Мягко говоря, он не был в восторге от этих оценок, но и не стал настаивать, чтобы я отказалась от них. В книге я не пыталась что-то критиковать, а больше пыталась размышлять на нравственном уровне. Поэтому в книге есть много моментов, где я говорю о предательстве, об изменчивости людей, их многоликости и т.д. Конечно же, в оценке некоторых личностей я старалась быть максимально справедливой
Ерлан КАРИН: Я с интересом прочитал в вашей книге то место, где вы делитесь со своими наблюдениями тех людей, кто оставил в вашей судьбе добрый след. Многое вы посвятили нашему Президенту Нурсултану Назарбаеву.
Майрам АКАЕВА: Нурсултан Абишевич - незаурядный человек и выдающийся политический деятель. К сожалению, я была не в силах достойно выразить словами его образ как политика, и не то, чтобы нескольких страницах, но и целой книги недостаточно, чтобы описать «феномен Назарбаева». Тем не менее, я попыталась отметить ряд его качеств, раскрывающего его как политика, и просто как человека.
В нем сочетаются глубокие казахские народные корни и современные реалии. Он блестяще знает народные традиции и обычаи, нравы и особенности, что в государственной деятельности дает ему большие преимущества. Нурсултан Абишевич способен не только охватить прошедшее и настоящее, но и разглядеть то, что недоступно человеческому взору. Он прошел через все этапы профессиональной и политической деятельности. Это подготовило его выход на позиции одного из наиболее сильных политических деятелей в мире. То, что он талантливый политик и дипломат он доказал тем, что выстроил замечательные отношения со многими мировыми лидерами. Аскар Акаевич не раз рассказывал, что в СНГ во время встреч на высшем уровне, когда возникают какие-то напряженные моменты, всегда на выручку приходит Назарбаев. Он мастер разряжать обстановку, мирить людей, находить общие точки соприкосновения в трудных ситуациях. Однажды, я сама была свидетельницей его дипломатического искусства, когда в 1993 году главы центрально-азиатских стран собрались в Бишкеке. Мы пригласили президентов к нам домой. Это была замечательная встреча, но все-таки и на ней возникли разногласия. И когда эти разногласия обострились не на шутку, Нурсултану Абишевичу удалось колдовским образом настроить всех на дружеский лад. Наделенный развитым чувством юмора, он умеет мгновенно расположить всех к себе. Это особый дар. В книге я привожу много эпизодов, связанных с Нурсултаном Абишевичем.
Ерлан КАРИН: В книге есть эпизод, когда Вы рассказываете как старшие братья и сестры стали чрезмерно опекать Вашего младшего сына. На что Аскар Акаев сказал: «Дайте свободу свободному человеку свободного Кыргызстана».
Майрам АКАЕВА: Это жизненное кредо нашего президента. Он старается дать максимальную свободу каждому человеку. И придерживается этих правил и в семье.
Ерлан КАРИН: А как дети оценивают деятельность отца? Не жалеют ли о том, что он стал президентом и в связи с этим стал уделять меньше внимания семье?
Майрам АКАЕВА: Встречаются люди, которые говорят, что это ужасно, это тяжелый крест и т.п. Мы «насладились» этой прелестью. Мы считаем, что служить своему народу - это великая честь, но, правда и большая ответственность. Наши дети, особенно старшие - Бермет и Айдар - сторонники отца. Они считают, что отец отдал всего себя и свой ум и интеллект для повышения благосостояния народа, в продвижении демократических преобразований, экономических реформ и т.д.
Ерлан КАРИН: С кем из первых леди Вы дружите? Я знаю Вы поддерживаете связь теперь уже с бывшей первой леди США Хилари Клинтон. Удается ли Вам отдельно встречаться, существует ли неформальный клуб первых леди?
Майрам АКАЕВА: Неформального клуба нет, но мы встречаемся во время международных форумов, особенно где обсуждаются проблемы женщин и детей. Наиболее мы дружны с первой леди Польши госпожой Квасьневской. Я очень положительно отношусь ко многим первым леди. Нас наверное связывает общая судьба и мы как никто другой понимаем друг друга. Также я очень дружна с Наиной Ельциной. Мы часто встречаемся с ней, и обычно ходим в театр. Когда она приезжает к нам в гости, она, как правило, в качестве гостинца привозит свои вкусные творожные плюшки. Во время президентства во Франции Франсуа Миттерана кыргызстанцам очень много помогала его супруга. До сих пор работают наши совместные благотворительные проекты. Она ко мне относится по-сестрински и я очень дорожу ее вниманием. Ну о наших особых и теплых отношениях с первой леди Казахстана знают наверное все казахстанцы. Нас помимо прочего объединяет наше общее «увлечение», если можно так назвать проводимую нами благотворительную деятельность.
Ерлан КАРИН: Хилари Клинтон сейчас самостоятельно занимается политической деятельностью. Есть предположения, что ее выдвинут кандидатом в президенты США на следующих выборах. Возможен ли такой вариант в будущем, что вы станете политиком?
Майрам АКАЕВА: В международном центре прессы в Санкт-Петербурге мне уже задавали похожий вопрос. Тогда меня спросили: «Не хотите ли Вы стать следующим президентом Кыргызстана?». Я думаю, что мечтать о президентстве может только тот, кто не знает что это такое. А с другой стороны, все зависит от жизненной стратегии каждого человека. У Хилари мощный интеллектуальный потенциал. И, видимо, она рождена для политики. Я же напротив. Когда Аскара Акаевича выбрали президентом, я была одна дома. Сначала вместе со всеми родственниками и друзьями была рада этому, но потом поняла какая нас ждет жизнь, какие трудности предстоит пройти. Единственным человеком, кто взвешенно оценил, это была Бермет. Она тогда училась на первом курсе в Москве. По телефону она сказала: «Мама, какой это ужас. Мой атаке стал президентом в такое нелегкое время, когда страна находится в таком разрушенном положении».
Ерлан КАРИН: В продолжение этой темы мне хотелось бы узнать, были ли лишены Ваши дети какой-то доли спокойствия после избрания их отца президентом? Все-таки они являются членами семьи главы государства.
Майрам АКАЕВА: Да, конечно, они чувствовали ответственность, также как и всегда. Младший сын Илим немного стеснялся сверстников, просил охрану не довозить его до ворот школы. Бермет была в Москве, и ее это особо не касалось. Айдар как раз в это время поступил в МГИМО, но мы правда его уговорили уехать учиться подальше, в Америку. А Саадат после 8 класса забрала к себе Бермет. Мы с мужем старались, чтобы все наши дети сами создавали для себя условия жизни. Как-то Бермет спросили: «Избалован ли Илим?». Она ответила: «Совсем чуть-чуть». И действительно, быть избалованным ребенком чабана - одно, а президента - совсем другое. Конечно, мы создавали такие условия, чтобы они сами добивались в жизни то, что им необходимо. Наши дети прошли довольно суровую школу. Никто из них так просто ничего не добивался, будучи детьми Президента.
Ерлан КАРИН: Что касается Вас, как Вы ощущаете себя, будучи женой Президента? Можете ли Вы позволить себе, например свободно пройтись по магазинам?
Майрам АКАЕВА: Да, Вы правы, в моей жизни очень много ограничений. Я всегда говорю: «Никто в этой жизни не может стать тем, кем он захочет». Но самое главное жить по справедливости. Да, я потеряла часть своей свободы, но я не говорю, что я потеряла внутреннюю свободу, это совершенно разные вещи. Конечно, существуют внешние ограничения, связанные со статусом первой леди. Очень много ограничений. Вы знаете, как жестоко меня критиковали: Мне предлагали, чтобы я сидела у казана, варила бешбармак.:Но, я как все люди тоже имею право на самореализацию. Поэтому я с удовлетворением могу отметить, что я не потеряла свою свободу, потому что это было заложено с детства - отец у меня был очень свободолюбивый человек и очень справедливый, и у меня была очень сильная духовная связь с родителями, особенно с папой. Потом знаете, жить в такой красоте: Я родилась в Талласе, это соседняя область с вашей Жамбылской областью, и жила в горах на высоте 2000 метров. И представляете каждый день видела эти величественные горы, которые делали мой мир многомерным - большое красное солнце, которое утопает за горами, а ночью - золотая луна с полнеба, и много звезд, представляете какие это вызывает чувства: (когда падает звезда, я всегда это сравнивала с тем как мама вытирает слезинку мне рукой). Понимаете, наверное, все, кто рос в такой красоте, по-своему свободны. Мне кажется, в нас есть чувство внутренней свободы.