CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

НА СВОИХ ОШИБКАХ УЧАТСЯ ТОЛЬКО ДУРАКИ : Zerkalo

24 июня 2009

НА СВОИХ ОШИБКАХ УЧАТСЯ ТОЛЬКО ДУРАКИ

Ср. , Июн. 24, 2009, Zerkalo

Ахмадинежад наступает на те же грабли, которые опробовал на себе пресловутый шах

А.РАШИДОГЛУ

Парламент Ирана объявил о том, что инаугурация вновь избранного президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и утверждение нового Кабинета министров пройдут в период с 26 июля по 19 августа, сообщило агентство Mehr. В законодательном органе сообщили, что период проведения указанных мероприятий связан с выходом парламента на летние каникулы, которые продлятся с 4 по 26 июля.

"Иран - соседняя и важная для Азербайджана страна. Мы очень хотим скорейшего воцарения в этой стране мира, спокойствия и стабильности", - заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя агентству "Tуран" позицию Азербайджана в связи с последними событиями в Иране.

Между тем кровавые акции протеста в Иране продолжаются. Все напоминает период исламской революции. Правда, пока иранская элита чувствует себя уверенно. Но до 1979 года и шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви был уверен в собственной неуязвимости. Он был богат: нефтяной бум 1960-х в буквальном смысле слова озолотил иранскую власть. У него была мощная армия, вооруженная новейшей техникой, купленной на нефтедоллары. Наконец, Пехлеви пользовался практически неограниченной поддержкой Вашингтона. За время своего правления шах свел все эти преимущества к нулю, и его смело волной исламской революции.

Революционные настроения начали зреть в Иране еще в 1960-е годы. Шах, оказавшийся на престоле в 1953 году в результате спецоперации ЦРУ под кодовым названием "Аякс", решил превратить свою страну в полноценную державу европейского уровня. Не считаясь с мнением влиятельных исламских богословов, он начал политику вестернизации Ирана. С 1963 по 1967 год цены на нефть росли в геометрической прогрессии, и на Иран обрушился настоящий золотой дождь. Шах скупал в Европе и США новейшую технику: автомобили, танки, вертолеты и самолеты, строил в крупных городах роскошные отели и кинотеатры. Но практически все начинания Пехлеви оказывались неудачными. Иран просто не был готов к превращению в европейскую страну. В народе росло недовольство.

Насильственное насаждение чуждой культуры не нравилось как консервативным провинциалам, так и городскому населению. Кроме этого жителей страны волновал очень простой вопрос: если у нас такая богатая страна, то почему мы такие бедные? Завалив страну нефтедолларами, шахский режим не проводил никаких социальных и экономических реформ, в результате чего пропасть между богатыми и бедными постоянно росла.

Ответ на этот вопрос давали противники шаха. Иранская оппозиция не была однородной. Шаху противостояли и либеральные силы, выступающие за демократические реформы, и исламисты, мечтавшие об исламском государстве. Несмотря на все различия, оппозиционеры предпочитали не ссориться между собой, а сосредоточить все силы на борьбу с ненавистным шахским режимом.

Исламскую оппозицию возглавлял харизматичный лидер - аятолла Хомейни. С 1961 года Хомейни регулярно выступал в прессе с критикой правительства, обвиняя его в предательстве законов ислама и тирании. Во время митингов аятолла обвинял шаха в том, что он продался Америке и Израилю. В 1963-м терпение у шаха кончилось. Мохаммед Реза Пехлеви объявил о начале в Иране "белой революции". Такое название получил пакет реформ, предложенных шаху американскими советниками. По мнению Вашингтона, реформы должны были придать Ирану более либеральный и цивилизованный вид.

Хомейни выступил с резкой критикой шахских планов. Он призвал иранцев не подчиняться правительству и осудить "белую революцию". 3 июня 1963 года на митинге в городе Ашура Хомейни выступил с призывом к шаху отказаться от своих безумных планов. Иначе, сказал он, обращаясь к правителю, "наступит день, когда народ Ирана вознесет молитвы благодарности о твоем изгнании из страны". Два дня спустя, в три часа утра, иранские коммандос арестовали Хомейни в его доме. Когда о его аресте стало известно, страну охватили волнения. Демонстрации протеста начались в Тегеране, Куме, Ширазе, Мешхеде и Варамине. На их подавление были брошены элитные части иранского спецназа и тяжелая бронетехника.

Напуганный общественным резонансом шах отпустил Хомейни, однако в 1964 году аятолла был вновь арестован. На этот раз иранские власти решили выслать мятежного богослова. На протяжении пятнадцати лет Хомейни жил за рубежом, отправляя на родину свои статьи с проповедью идей исламской революции. Тем временем в Иране шах всеми силами пытался уменьшить влияние богословов на население страны. В СМИ была развернута кампания по дискредитации ислама и восхвалению доисламской эпохи персидского могущества. Как и следовало ожидать, эта кампания принесла обратный результат. В 1978 году власть совершила свою самую большую ошибку. 7 января в правительственной газете Ittila'a была опубликована статья, в которой Хомейни был назван "предателем", работающим на врагов Ирана. Эта публикация вызвала среди иранского населения настоящую бурю. В очередной раз по всей стране прокатились массовые акции протеста, с которыми власти уже не могли справиться. Шах отдал войскам приказ стрелять по демонстрантам.

9 января 1978 года во время акции протеста в городе Кум солдаты, посланные разгонять демонстрантов, открыли по ним огонь. Погибли более 70 человек. В стране началось настоящее восстание. Демонстранты жгли кинотеатры и рестораны, захватывали и огораживали баррикадами целые городские районы. В результате столкновений к сентябрю 1978 года от пуль полиции и солдат погибли несколько тысяч иранцев.

8 сентября шах объявил в стране чрезвычайное положение. В ответ на улицы Тегерана вышли сотни тысяч человек. Власть не могла больше терпеть бесчинств исламистов, им нужно было "преподать урок". На разгон манифестации были вновь брошены солдаты, но на этот раз их целью было не восстановление спокойствия в городе, а устрашение. Военные вели огонь по безоружным демонстрантам из пулеметов и танков, с воздуха армию прикрывали боевые вертолеты. Этот день вошел в историю Ирана как "черная пятница".

Наверное, самой большой ошибкой Пехлеви было то, что в своей внутренней политике он ориентировался в первую очередь на советы западных союзников, а не на мнение населения своей страны. Победу революции и крах режима, сам того не желая, ускорил советник по национальной безопасности президента США Картера Збигнев Бжезинский. Это он посоветовал Пехлеви не идти на компромисс, а продолжать стрелять по демонстрантам. При этом Бжезинский гарантировал шаху поддержку вне зависимости от того, как будут развиваться события. Шах послушался совета своего американского друга.

В декабре 1978 года солдаты ежедневно убивали более сотни демонстрантов, однако пользы эти жестокие методы не приносили никакой. 12 декабря на улицы Тегерана вышли более 2 миллионов человек. Солдаты отказались стрелять по протестующим и начали переходить на их сторону. На крупнейших военных базах страны вспыхнули мятежи: военнослужащие убивали офицеров и захватывали склады с боеприпасами.

16 января 1979 года шах Мохаммед Реза Пехлеви бежал из страны. Исламская революция победила. К власти в Иране пришла своеобразная коалиция из либерально-демократических сил (Движение освобождения) и сторонников Хомейни (Исламская республиканская партия). Исламисты и либералы сначала хотели строить новое государство совместно, но, по понятным причинам, из этого ничего не получилось. Новый премьер-министр страны Мехди Базарган видел Иран секулярным либеральным государством, а его бывший союзник - аятолла Хомейни, - напротив, считал, что будущее за исламом. Либералы быстро проиграли партийную борьбу с исламистами.

Хомейни преобразовал местные исламистские ячейки, разбросанные по всей стране, в комитеты самоуправления, которые стали силой брать власть на местах. Позднее из этих комитетов был образован Корпус стражей исламской революции. Летом 1979 года была принята новая Конституция Ирана, провозглашавшая страну исламской республикой, а аятоллу Хомейни - верховным правителем. От революции Мохаммеда Резу Пехлеви не спасли ни поддержка Вашингтона, ни нефтедоллары, ни мощный репрессивный аппарат. Будучи в изгнании, Пехлеви с горечью признал свою ошибку. Правда, признал косвенно, свалив всю вину на "коварных визирей": "Мои помощники построили стену между мной и моим народом. Я не понимал, что происходит, а когда очнулся, уже потерял свой народ".

События в Иране показывают, что Ахмадинежад сегодня определенно пытается повторить опыт иранского шаха, и от исламской революции его спасает только отсутствие в стране нового Хомейни.

zerkalo.az

Предыдущая статьяКАЗАХСТАН СЧИТАЕТ ВАЖНЫМ РЕШЕНИЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ ПРОБЛЕМЫ : Zerkalo
Следующая статьяEcho : Иран: противостояние продолжается