Образование попало в коррупционный тупик
17.06.09 09:33, UzNews.net
Uznews.net - Система образования в Самаркандской области превратилась в средство вымогательства и отмывания денег, заявляют преподаватели, уставшие от постоянных поборов, неплатежей и необходимости платить взятки.
В настоящее время в Самаркандской области Узбекистана проходит переаттестация на профессиональную пригодность руководителей учреждений народного образования - школ, колледжей, лицеев и вузов.
И ответственное за проведение аттестации ведомство - областное управление народного образования - проводит его по очень простой схеме, рассказывают службе Uznews.net несколько самаркандских преподавателей.
По их словам, для сдачи экзамена нет необходимости к нему готовиться, располагать необходимыми знаниями, иметь соответствующую квалификацию, достаточно принести взятку в размере 250-300 долларов, и барьер к профессиональному росту преодолен.
А тот, кто не может «обеспечить» установленную ставку, по словам самаркандцев, оказывается за бортом учебного заведения, даже если у него семь пядей во лбу.
Прохождение аттестации соразмерно кошельку, а не знаниям, переполнило чашу терпения многих самаркандских преподавателей, из года в год терпящих самые невероятные новшества властей, но проводящихся с одной целью - выжимания максимальной суммы денег из системы образования и личного бюджета ее работников.
В Самаркандской области, как и во многих других регионах Узбекистана, давно вошли в традицию незаконные удержания с заработной платы работников образования на оплату коммунальных услуг, даже если эти услуги они получают нерегулярно, особенно в зимнее время.
Другой традицией для преподавателей стали субботники, которые проводятся с удержанием однодневной заработной платы, собранные средства, по утверждению властей, расходуются на благоустройство территории Самарканда и другие цели, как ремонт Детского оздоровительного лагеря «Алпомиш».
Если учесть, что только в Самарканде имеется 65 школ и 102 детских дошкольных учреждений, где в целом работают более 9 тысяч человек, то можно предположить, что принудительные субботники приносят хороший доход казне. Возникает лишь вопрос: куда деваются эти средства?
Пластиковые карточки, на которые с 2007 года преподаватели должны получать часть заработной платы - в 2007 году это было 10%, в 2008 стало уже 30% - старая проблема, но которая доводит преподавателей до белого каления.
Получив часть зарплаты на пластиковую карточку, учителя и преподаватели не могут обналичить свои деньги, так как денежные автоматы, установленные в городах Узбекистана не работают, а выполняют лишь функцию манекена.
Купить товары по навязанной им банковской карте люди могут лишь в нескольких специально оборудованных магазинах города, где цены обычно на порядок выше, чем на рынке.
В итоге, после всех этих удержаний и получения неработающей пластиковой карточки, многие преподаватели, отработав целый месяц, остаются без копейки денег. «В нашем семейном бюджете каждый сум распределен, а за прошлый месяц из-за удержаний я не получила ни одного сума и стала задолжницей, я не смогла даже купить продукты семье», - говорит няня из дошкольного учреждения города.
Преподавательница из вуза рассказывает, что по пластиковой карточке покупки обходятся дороже. Например, сахар реализуется по цене 1200 сумов за один кг, а по пластиковой карточке по 1300 сумов.
Не зная как положить конец этим грабежам, несколько преподавателей Самарканда хотели обратиться к новому хокиму города Зокиру Мирзаеву, но с момента назначения на этот пост он наглухо закрылся в своем офисе от народа, ворота хокимията закрыты, возле стоит усиленная охрана.
«Хотели обратиться в профсоюзы и высказать свои наболевшие вопросы, но что толку, профсоюзы сами себя защищать не могут, обращаться к ним бессмысленно», - говорят самаркандские преподаватели.
Uznews.net