CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

В обход России? : ИА МиК

29 апреля 2009

В обход России?

29 апреля 2009 08:59, ИА МиК

Почему отношения с Туркменистаном зашли в газовый тупик

Недавно в Кремле сорвалось подписание документа о газопроводе в Туркмении, который собирался строить «Газпром». У «Газпрома» нет на это денег, а Ашхабад думает вести трубу в обход России. О причинах неожиданных проблем с соседями рассказал «Частному корреспонденту» доктор философских наук, председатель Общероссийской общественной организации «Аль-Хак», бывший член Общественной палаты РФ Камилжан Каландаров.

- Камилжан, на фоне газовой войны с Украиной кажется, что у «Газпрома» появляется и крайне неприятный «восточный фронт». Насколько остры сейчас противоречия с Туркменией?

- Никакой войны нет. Я бы не стал проводить и прямые параллели с российско-украинскими отношениями. Это совсем другая история.

Как-то так сложилось, что в экономическое обоснование повышения цен на российский газ для Украины никто не верит. Видимо, Россия дала к этому поводы, приурочивая эти повышения к таким поворотам украинской политики, которые могли не нравиться Кремлю.

Газопровод Восток - Запад должен снабжать ведущий в Россию Прикаспийский газопровод, а его строительство должно было начаться в этом году. Но вмешался кризис. И теперь обе стороны весьма критично смотрят на то, что еще год назад казалось делом решенным. Стоимость проекта - около 1 млрд. долларов. Свободных ресурсов пока нет. Есть время подумать, обсудить другие варианты.

- Варианты в обход России?

- Известно, что наряду с российским проектом Туркмения рассматривает еще три: Транскаспийский, который пойдет в Турцию, Nabucco - в Европу и экспорт газа в Китай. Я еще два года назад говорил, что в этих проектах очень много заинтересованных сторон, лоббирующих свои интересы, и «Газпром» не являлся абсолютным фаворитом в выборе Ашхабада.

Изначально «Набукко» планировался протяженностью в 3,3 тыс. км и должен был пройти из Центральной Азии в страны объединенной Европы (прежде всего в Австрию и Германию).

При режиме Сапармурата Ниязова основным направлением туркменского газового экспорта было российское. Сложившиеся в этой сфере отношения устраивали обе стороны и служили своеобразным запасом прочности. Но ныне Туркменистан - уже независимое и суверенное государство, и в самые последние годы его руководство искало и альтернативные пути развития газового экспорта. В частности, Ниязов в 2004 году заключил соглашение с КНР, Туркменистан также присоединился к Европейской энергетической хартии, что наложило на страну серьезные международно-правовые обязательства перед Пекином и Брюсселем. Присоединение к Европейской энергетической хартии потенциально позволяет ЕС навязать Ашхабаду транзит газа в обход России, так как РФ этот документ не ратифицировала. Кстати, США и ЕС намерены субсидировать перекачку газа по этому трубопроводу, с тем чтобы на выходе цена голубого топлива оказывалась бы конкурентоспособной по сравнению с экспортом из России.

- А в чем еще проявляется лоббирование интересов США и ЕС?

- США активно предлагают Туркменистану гуманитарную помощь и сотрудничество в газовой области в обмен на денонсацию долгосрочного (на 30 лет) контракта с «Газпромом» и перевод экспортного направления на Запад через Транскаспийскую магистраль (Туркмения - Азербайджан - Грузия - Турция).

Ранее президент Ниязов сознательно замораживал решение этого вопроса, с тем чтобы избежать осложнения отношений с «Газпромом». Ведь такая переориентация и расторжение контракта чреваты тем, что «Газпром» не сможет выполнять свои экспортные обязательства перед Евросоюзом, поскольку в его ежегодном балансе будет не хватать приблизительно 70 млрд. куб. м газа. Сегодня с приходом к руководству в Ашхабаде других политиков вопрос о диверсификации голубого потока из страны вновь встал в практическую повестку дня.

- Способна ли Россия конкурировать в борьбе за Туркмению и с США, и с ЕС, и с Китаем? Уж слишком могучие соперники:

- С одной стороны, необходимо понимать, что Россия не способна составить конкуренцию США и другим странам Запада по объему финансовых вливаний в туркменскую экономику. К сожалению, действия «Газпрома» в последнее время отличал именно такой узкоутилитарный подход: «деньги - газ - деньги», без учета более широкого контекста, на котором строятся отношения между государствами и, главное, между народами.

Постепенное «размывание», «расползание» СНГ продолжится. Эта структура будет существовать как формат для ежегодных встреч президентов бывших республик СССР, но даже и к этому ритуалу интерес будет постепенно теряться. Россия, являющаяся естественным лидером СНГ и его единственным объединителем, не имеет никакой стратегии строительства Содружества, ее модель поведения совершенно непривлекательна для постсоветских стран. Москва лишь давит соседей ценами на газ, а теперь и военной силой, не давая ничего взамен. Внутреннее политическое и экономическое устройство России также никого и ничем вдохновить не может. Разве что в качестве примера того, как не надо делать.

С другой стороны, Россия может выиграть качеством своих отношений с Туркменистаном. Не надо полагать, что туркменские власти и политики только из-за огромных инвестиций безоглядно пойдут в фарватере США и Запада. Во-первых, имеется опыт других среднеазиатских стран (например, Кыргызстана), показывающий, что западные сырьевые гиганты беззастенчиво эксплуатируют богатства этих стран, а их народы ничего от этого не получают. Также США в этом случае станут более настойчиво, если не сказать вызывающе требовать предоставления им туркменской военной инфраструктуры для создания баз поддержки в борьбе против экстремизма и терроризма (читай: против афганского движения «Талибан» и, возможно, против соседнего Ирана, добрые взаимовыгодные отношения с которым - один из краеугольных камней внешней политики Туркменистана). А создание подобных баз однозначно станет еще одним из способов эксплуатации туркменского народа и его ресурсов. В конце концов в сфере геополитики и геоэкономики давно пора отойти от мифологем о добром западном дяде и окончательно уяснить, что для них самым прочным союзом, по меткому выражению Бисмарка, является союз наездника и осла.

- Иными словами, исторические связи и, если угодно, гуманитарный аспект могут быть сильнее финансовых выгод? В это трудно поверить.

- Трудно не поверить в то, что Восток - дело тонкое, причем Восток мусульманский, где крайне осторожно относятся к любому проникновению иностранцев, которое перерастает в неприязнь, если это вторжение заходит слишком далеко и представители этой иностранной державы начинают вести себя в ней как хозяева, диктуют и навязывают свои принципы развития политики, экономики, культуры. Поэтому очевидно, что слишком активное проникновение США (а ведет эта страна себя в таких случаях, как все мы хорошо знаем, просто отвязно) может вызвать внутренние неустройства в стране, а также, хотя и с весьма небольшой долей вероятности, проникновение экстремистов, действующих под знаменем ислама из Афганистана. И туркменская элита, воспитанная в традициях политического прагматизма и осторожности, прекрасно это понимает.

Вместе с тем русские в Туркмении не воспринимаются как чужаки, иностранцы из дальних и непонятных стран. И сегодня, несмотря на возвращение многих семей в Россию, в Туркменистане проживает свыше 165 тыс. русских. Многие представители туркменской элиты (не только старшего, но и среднего возраста, включая нынешнего президента Гурбангулы Бердымухаммедова) учились в российских вузах. За право учиться в русской гимназии Ашхабада дают взятки до 7 тыс. долларов. Многие молодые люди хотят поступать в российские вузы:

- Хотят и не могут?

- Конечно, не могут! Раньше обучение нацкадров было частью советской национальной политики. Разумеется, сегодня всё иначе. Но что мешает России и сегодня вести «гуманитарную экспансию»? Отвечу: отсутствие внятной комплексной, многофакторной внешней политики. Отношения с Туркменией, например, свелись только и исключительно к газовому вопросу. Труба работает - значит, всё хорошо. Не работает - значит, плохо. Это крайняя степень прагматизма, которая бьет и по интересам России тоже. Нельзя относиться к независимому и гордому соседу только как к «газовой кладовой России». Нельзя межгосударственные, международные отношения перекладывать на «Газпром». Почему, скажем, в Москве нет культурного центра Туркмении? Почему нет ни одной школы на туркменском? Почему никто не сотрудничает на системной основе с туркменской диаспорой в России, которая, по разным подсчетам, составляет до 50 тыс. человек?..

То же самое можно сказать и о бизнесе. Россия никаких вариантов, кроме газа, не видит. Американцы поставляют в Туркмению сельхозтехнику, иранцы строят дороги и дома, турки развивают текстильное производство, даже израильтяне осуществляют проекты в сельском хозяйстве:

- Но, позвольте, туркменские власти ввели строжайший визовый режим для России, даже телевидения нашего там не увидишь. После смерти Ниязова многие надеялись на либерализацию режима. Она есть на самом деле?

- Я тоже надеюсь, что визовый режим будет смягчен, и призываю к этому соотечественников в Туркмении. Однако нельзя не заметить перемены, случившиеся за два года. Раньше, к примеру, русские были лишены возможности получать образование на русском языке, в стране был запрещен доступ в интернет - и даже разговаривать по-русски на улицах считалось недопустимым. Сегодня ситуация меняется. В Ашхабаде уже открыты первые интернет-кафе...

Но я не думаю, что либерализация возможна в западном смысле этого термина. Да и Москва не требует от Ашхабада радикальных политических реформ. Достаточно того, что система власти показала свою устойчивость, и она не исключает возможностей для развития. И уж точно, повторяю, таких возможностей в отношениях двух стран великое множество. Для начала нам надо просто заново узнать друга. А то в Москве большинство людей даже не знают, как выглядят туркмены:

- А газа в Туркмении надолго хватит?

- Еще недавно данные о запасах были государственной тайной. Но вот запасы лишь одного Иолотанского месторождения (оно еще не разработано) оцениваются в 7 трлн. куб. м, что почти вдвое превосходит резервы российского Штокмановского месторождения (3,7 трлн. куб. м).

Беседовал Сергей Таранов

Easttime.ru

iamik.ru

Предыдущая статьяЕще один саммит по Аралу закончился ничем,
Следующая статьяAnalitika.org - Итоги антитеррористической операции в Афганистане и интересы России